Премьера спектакля «Бабаня» положила достойное начало новому театральному сезону в МДТ

Режиссер Вадим Романов, обратившись к пьесе современного драматурга и художника Кати Рубиной, вовлек публику в диалог о человеческой душе, без единого намека на эпатаж или цинизм. Создатели помогли зрителям погрузиться в сказку о любви и дороге к дому – такой жанр обрела история, случившаяся здесь, в России, сказочной стране, провинциальные дали которой хранят немало тайн. Сюда несется гоголевская Русь. Здесь живет и трудится главная героиня, воплощенная Натальей Дроздовой.

Фото Вячеслава Смирнова

Бабаня – простая женщина, проживающая в Спянске и много лет работавшая уборщицей в местной больнице. Недавно она схоронила дочь, и теперь у нее намечается поездка. Да не куда-нибудь, а в Австралию! Бабаня держит слово, данное покойной Наташе, и отправляется на свадьбу к внучке. Но она даже не подозревает, какой путь ей предстоит проделать и в какие уголки мира занесет ее судьба.

В образе Бабани узнаются черты наших мам и бабушек, позволяющие услышать отголоски воспоминаний родом из глубокого детства. Сама же героиня есть олицетворение бессмертной и неунывающей души. Потому часто Бабаня некоторые слова произносит не совсем правильно: Австралию называет «Астралией», Зиновия – Зимовием, как бы намекая на то, что персонаж словно бы перезимовал на чужбине, а вместо полного имени в документах указывает прозвище.

Однако в подобных оговорках отражается мудрость этого персонажа, его глубинная суть. В памяти всплывает строчка писателя Михаила Елизарова: «Если прибыл с окраин – значит уже сакрален». Душа, покидая обитель, отправляется в Астрал. По дороге она встречает духи отчаявшихся людей, каждый их которых потерял самое ценное – счастье, мечту, надежду. С появлением Бабани в их бытие возвращается смысл.

Помимо рюкзака, набитого шишками банксии (австралийского растения, символизирующего любовь), она везет с собой часть своей культуры – песню, которую затягивает при каждом новом знакомстве. Удивительно, как человек, переживший утрату, способен добрым словом согреть сердце ближнего и зажечь в нем огонек русской печки. Так, Бабаня помогает другим героям найти себя и исполнить самые заветные желания, принося им в дар то, без чего так трудно прожит на свете.

Интересен и образ рассказчика. Он сопровождает Бабаню на протяжении всего путешествия, вставляет лирические ремарки в повествование, общается с публикой. На афише он предстает в облике ангела, а имя его обозначено, как Боян. Такое сочетание частиц христианского и дохристианского начал в одном персонаже создает ощущение гармонии во вселенной, созданной автором.

«Бабаня» – это по-настоящему задушевный разговор со зрителем, его подсознанием и осознанием себя как части мира, из которого он происходит. Спектакль вызывает необычайно светлые эмоции, через которые публика может заглянуть в себя и почувствовать дыхание своих корней. Конечно, возрастной ценз «16+» немного смущает, но ведь в этом возрасте у человека обычно происходит окончательное укрепление системы ценностей. Поэтому после просмотра зрителю стоит спросить себя: «Кто я? За что держится моя душа? И как я ощущаю родную землю под ногами?»

Справка

Новая режиссерская работа Вадима Романова стала результатом гармоничного переплетения таких элементов, как прекрасная актерская игра, подбор артистов, многогранные персонажи, наличие нескольких уровней смысла, юмора. Насилие в этой постановке минимизировано до предела, оно скорее воспринимается как явление астральной реальности. А удачное жанровое определение позволяет углубить восприятие этой истории.

Ульяна Колмогорова

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы