Тольяттинская филармония провела экскурсию в честь 44-летия

Тольяттинская государственная филармония отметила 44-летие и пригласила горожан посетить ее ключевые локации. В рамках экскурсии участники познакомились с архитектурой здания и историей организации, побывали на репетиции и заглянули в самые потаенные уголки этого храма музыкального искусства.

Знакомство с бывшим филиалом Куйбышевской государственной филармонии началось с особенностей его расположения. По словам заместителя директора по маркетингу и развитию ТГФ и по совместительству экскурсовода Владислава Радькова, в Центральном районе три площади и каждую венчает здание учреждения культуры. Наш дом музыки, воплощенный в стиле советского модернизма, стоит на площади искусств. Раньше в нем располагался заводской Дворец культуры «Юбилейный».

Из холла посетители сразу проследовали на второй этаж. Поднимаясь по лестнице, можно заметить высокую скульптуру в виде дерева, на котором сидят музы. Бытует мнение, что это копия произведения Зураба Церетели. Однако доподлинно это не подтверждено, и если в чем и можно увидеть грузинскую эстетику, так это в необычной люстре, похожей на канделябр, украшенный крестовидными элементами.

На втором этаже проводятся выставки творений членов Союза художников России. Пожалуй, одна из самых удивительных нынешних экспозиций в этой части Дома музыки – уголок Сергея Рахманинова. И хотя великий классик никогда не бывал в Тольятти, местные музыканты отдают ему дань уважения. Небольшой и малозаметный издалека барельеф композитора выглядит как деталь на картине, меняющая представление зрителя о полотне, углубляющая творческий замысел.

Но Рахманинов – не единственный гений, почитаемый в стенах филармонии. Так, рядом с камерным залом, открытым в 2019 году, можно встретить скульптурное изображение юного Пушкина, установленное к 225-летию писателя. Само же помещение на 120 мест, с белым роялем во главе, просторное, светлое, почти не обладает акустикой. Как сказал Вячеслав Радьков, такое пространство даже дисциплинирует исполнителей, ведь игра должна быть на наивысшем уровне при любой реверберации.

Далее репетиционный зал. Место не менее сакральное, чем сцена. Именно здесь рождается музыка, растет, совершенствуется до соприкосновения со зрительским слухом. При взгляде на многочисленные музыкальные инструменты человек, знакомый с миром музыки лишь на уровне аудитории, способен проникнуться почтением к каждому, вне зависимости от габаритов и тональности. Особенно если за ним наблюдает с портрета сам Петр Ильич Чайковский. Картина, висящая над репетиционным пространством, – настоящая реликвия: ее подарил филармонии основатель симфонического оркестра Алексей Павлович Воронцов.

Пока инструменты отдыхают под присмотром творца, в одном из соседних залов идет прогон музыкальной постановки «Балдуша» по мотивам пушкинской сказки. Действо, сопряженное с живой музыкой, выглядит завораживающе. Особенно если вести себя аккуратно и тихо.

Ну, а после репетиции экскурсия достигает финальной точки – самих подмостков. Сценическое пространство кажется широким и вместительным, если ваша нога ступает там не чаще, чем снег выпадает в июне. Конечно, прочувствовать грань, отделяющую музыканта и актера от зрителя, трудно. Но зато эта часть зала способна многое сокрыть из поля зрения публики. Например, инструментарий, аппаратуру или поворотный круг, который, к слову, запускается нечасто.

В следующем году Тольяттинская государственная филармония отметит 45 лет со дня своего основания. А это значит, что ее внутренний мир будут ожидать прекрасные перемены и еще больше людей, любящих и готовых беречь то, что называется культурой.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы