Фестиваль народной музыки в Тольятти будет богат яркими событиями

Восемь городов губернии примут у себя музыкантов двух народных молодежных оркестров. Тольяттинская государственная филармония выиграла грант Министерства культуры России на проведение фестиваля народной музыки «Встреча Волги с Доном» и уже сейчас активно готовится к этому большому событию.

Молодежный оркестр народных инструментов.

В формате сессии

– Несколько лет назад Министерство культуры РФ приняло программу поддержки народного музыкального искусства, – рассказывает директор Тольяттинской филармонии Лидия Семенова. – В прошлом году на Съезде союза концертных организаций России мы услышали о конкурсных программах, в которых могут поучаствовать филармонии. В том числе поддерживая своими проектами музыкальные коллективы наших новых территорий – Донецкой и Луганской Народных Республик, которые пока еще только осваиваются в составе РФ и в этом смысле находятся на некоем переходном этапе. Контакты с Донецкой филармонией у нас уже, конечно же, были. Как раз в сентябре прошлого года мы ждали приезда симфонического оркестра из Донецка. Все сошлось в одной точке. Я сделала предложение о фестивале, и мы решили провести сессию нашего русского оркестра и Донецкого молодежного оркестра народных инструментов (МОНИ). Так родился целевой проект, направленный на развитие народного музыкального искусства, – фестиваль народной музыки «Встреча Волги и Дона».

Подсказал Прокофьев

Интересно, что название будущего фестиваля, который начнется в Тольятти уже в августе, его организаторам буквально подсказало произведение Сергея Сергеевича Прокофьева. Оно так и называется – «Встреча Волги и Дона». Ведь композитор Прокофьев родился в Донецке. В его творческой биографии есть торжественная увертюра, написанная в 1953 году в честь открытия Волго-Донского канала. Это произведение однажды уже играл Молодежный симфонический оркестр Поволжья.

А на новом фестивале фрагмент «Встречи Волги с Доном» исполнит уже большой сводный молодежный оркестр народных инструментов. И это, по словам Лидии Семеновой, «тот самый символизм, который придает смысл всему тому, что будет происходить во время этого события».

Интеграция в единое пространство

Мы связались с Донецком. И художественный руководитель молодежного оркестра народных инструментов Донецкой государственной академической филармонии Александр Малиновский тоже поделился эмоциями ожидания этой встречи: «Наш коллектив рад принять участие в фестивале «Встреча Волги и Дона», который поражает насыщенной программой, широким репертуаром и разнообразием музыкальных форм. Молодежный оркестр народных инструментов донецкой филармонии в активном режиме готовится к мероприятиям, знакомится с новым репертуаром. В фестивальной программе будет много русской классики и произведений, написанных для оркестра русских народных инструментов».

По словам Александра Малиновского, музыканты из Донецка с нетерпением ждут встречи с коллегами и слушателями из Тольятти и Самарской области: «Нам важно взаимодействие с соотечественниками и интеграция в единое культурное пространство нашей страны».

Они растут

Ждут события и в русском оркестре Тольяттинской филармонии. Как говорит его главный дирижер Василий Кормишин, «когда встречаются разные музыканты, это уже интересно. Потому что им всегда есть о чем поговорить, на какие темы помузицировать».

– На фестивале «Встреча Волги и Дона» мы встречаемся с профессиональным коллективом из Донецка. Я с удовольствием жду начала этого события. Молодежный оркестр народных инструментов в Донецке появился в 2020 году. И за эти четыре года (а я посмотрел и первые, и сегодняшние их выступления) рост у оркестра очень серьезный. Можно уверенно говорить о хорошем потенциале оркестра и дирижера, о правильной репертуарной политике. Они растут, – рассказал Василий Кормишин. – С фестивальным репертуаром мы определились. У нас много репертуарных совпадений. И раз встречаются два города, две великих реки Волга и Дон, мы должны отразить это в программе концертов фестиваля. Поэтому исполним и донские песни, и народные песни, связанные с Волгой. И конечно, в концертах будут звучать авторские произведения. Очень хотелось бы сыграть Донскую рапсодию Вячеслава Семенова. Предполагаем, что все баянисты нашего сводного оркестра выйдут вместе и покорят зал единым новым звучанием. А что касается Волги, то у нас есть замечательная симфония «Жигули» тольяттинского композитора Владимира Четвертакова. Мы возьмем финальную часть этой симфонии, и она тоже прозвучит по-новому в этом расширенном составе оркестра. На сцене будет не 27, как сейчас у нас, а более 50 музыкантов. Такой большой сводный состав оркестра всегда очень интересен и для музыкантов, и для дирижеров, и для слушателей. Голоса струнных инструментов сливаются, звучат идеально ровно.

В программе фестиваля не только концерты, но мастер-классы для детей из школ искусств в тех восьми городах, где музыканты будут выступать.

– Поедем в Жигулевск, Отрадный, Сызрань, Хрящевку и, самое главное для меня, в Похвистнево, – добавляет Василий Александрович с улыбкой. – Потому что это город моего детства, но я в нем еще ни разу не был как дирижер. Это будет впервые за много десятилетий.

Балалайки под запретом

– Мы надеемся, что наш фестиваль будет способствовать своего рода «творческой реабилитации» донецких музыкантов, – делится планами Лидия Семенова. – Потому что в Донецке постоянно происходят теракты, прилетают снаряды, жить там не безопасно. И провести три недели в спокойной обстановке на Волге – это не просто реализация творческих возможностей, а приятное время встреч и общения безо всяких бытовых вопросов. Гостиница, репетиционная база, питание и отдых – все это уже определено. С другой стороны, мы предполагаем, что в профессиональном, творческом плане мы тоже сможем оказать им помощь и поддержку.

Готовясь к фестивалю, тольяттинские музыканты узнавали о жизни коллег. Оказалось, что на Украине после 2014 года было запрещено преподавание русских народных инструментов в музыкальных школах. То есть балалайке и баяну там сказали «нет». В молодежном оркестре из Донецка балалайка сегодня есть, но руководитель этого оркестра Александр Малиновский сам обучал музыкантов, имеющих опыт игры на домре, играть на балалайке, потому что молодым музыкантам негде было получить эту специальность. А какой же русский оркестр без этого инструмента? Баян на Украине, кстати, тоже в немилости. Его заменили аккордеоном. «А мы задумали показать все возможности народного оркестра. На фестивале будут звучать произведения, специально написанные для него, и будут аранжировки, произведения донецких и поволжских композиторов. Может быть, получится сделать несколько попурри на популярные темы самарской и донецкой земли», – делится планами директор Тольяттинской филармонии.

18 событий – 12 концертов, мастер-классы по разным видам инструментов, гала-концерт. Встречи со слушателями в восьми городах Самарской области. И хорошая возможность шире представить русский оркестр в Самарской губернии. Очень важно, что концерты фестиваля в этих восьми городах будет весьма доступными, а в большинстве случаев – даже бесплатными: возможности выигранного тольяттинцами гранта позволяют это сделать.

Исполнительское искусство действительно невозможно заменить ни одним виртуальным форматом: это та творческая энергия, которая возникает в концертном зале.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы