Кольцо времени: юные архитекторы рассказали, как соединить Тольятти со Ставрополем-на-Волге

Тольятти – молодой и красивый город, который с каждым годом не только становится привлекательнее для местных жителей и его гостей, но и сильнее укрепляет связь своего настоящего с былым и грядущим. Внести свой вклад в развитие его идентичности и в сохранение исторической памяти готовы ученики детской архитектурной студии «Вертикаль».

Валерия Степанова и Олег Макотрин разработали концепцию преобразования территории у памятника Василию Татищеву, там, где покоится его ушедшее под воду творение – город Ставрополь-на-Волге. Проект предполагает деление склона на три каскада.

Кольцо времени: юные архитекторы рассказали, как соединить Тольятти со Ставрополем-на-Волге

На первом должен расположиться кинотеатр с прозрачной крышей. Второй, по замыслу ребят, уместит целое музейно-историческое пространство, посвященное Ставрополю. Отсюда же протянется кольцевой панорамный мост, частично нависающий над кромкой воды и приводящий к доминанте проекта – образу храма, прототипом которого стал Троицкий собор, стоявший в затопленном городе. Самый нижний – третий каскад станет выходом на набережную.

Инициатива юных архитекторов одержала победу в VII Всероссийском конкурсе «Идеи, преображающие города» в номинации «Проекты и планы городского развития».

Авторы концепции и руководитель студии «Вертикаль» Светлана Баталова рассказали о проделанной работе и о том, почему выбранная местность должна стать точкой притяжения горожан и туристов.

Кольцо времени: юные архитекторы рассказали, как соединить Тольятти со Ставрополем-на-Волге

Создать музей, чтобы рассказать историю

– Расскажите, как пришла идея.

Олег Макотрин: В декабре стартовал проект «Тольятти. Перезагрузка», который затрагивал развитие городской среды. Мы сами выбрали территорию у памятника Татищеву, и нам пришла идея, как можно развить склон рядом с ним. Это место, безусловно, хранитель истории, поэтому мы его взяли. Но о том, как оно связано со Ставрополем-на-Волге, не знают не только туристы, но и многие местные жители.

Валерия Степанова: Я переехала в Тольятти два года назад и о том, что на том месте раньше стоял Ставрополь-на-Волге, не знала. А когда узнала, пришло вдохновение. Захотелось создать музейное пространство, чтобы рассказать об этом туристам, которые приезжают сюда, ведь им ничего особо не рассказывают. Ну, да, есть памятник, но на нем же не написано об этом. А благодаря музею все туристы об этом узнают.

– Сколько времени понадобилось на разработку проекта?

Олег Макотрин: Начиная с декабря прошло, по-моему, три месяца, как появилась задумка и пошла закупка материалов. Вообще, это все длилось до конца июня, но если говорить именно о разработке, то три месяца ушло точно. На создание макета – где-то два месяца.

Валерия Степанова: Мы усиленно работали последние две недели. Сидели тут (в студии. – Прим. авт.) по многу часов, дорабатывали проект.

Олег Макотрин: Помимо макета нужно было сделать подачу (графическое изображение получившегося объекта на листе. – Прим. авт.).

– Наверняка, к такому варианту вы пришли не сразу. Что изначально хотелось сделать?

Олег Макотрин: Хотели воздвигнуть что-то связанное с водой. Но в итоге решили создать что-то исторически важное. Сами мы это не обдумывали, все подтверждалось преподавателями и старшими учениками, которые в этом году уже поступили в вузы. Основную идею нам предложила как раз наша студентка, и мы взялись за эту концепцию. А задумка воздвигнуть храм родилась из того, что Тольятти называют городом белого креста.

– Символично. А к каким методам проектирования пришлось обратиться?

Олег Макотрин: Пришлось обращаться к кадастровым и геодезическим картам, для того чтобы определять высоту, по которой мы потом измеряли склон. Его мы измеряли еще по наклону и по самой площади проекта, для того чтобы понимать, где мы обозначим конкретные территории, насколько они будут большие, чтобы потом на макете их отразить.

– Было ли для вас что-то в новинку в процессе работы?

Валерия Степанова: Такой проект мы делали в принципе в первый раз. Когда мы впервые пришли в студию, как раз начали заниматься этим проектом. Поэтому для нас все было в новинку.

– И что нового для себя вам помог открыть этот проект?

Олег Макотрин: Естественно, прокачать навыки в мастерстве. А из масштабного – мы, конечно же, открыли новые для себя знания. Потому что я, местный житель, удивился тому, что когда-то был затоплен город, для меня это было в новинку. И конечно же, было очень интересно работать над этим проектом, безусловно.

Продвигайте, мы за вас

– Тут недалеко находится музей «Наследие», который занимается сохранением памяти о Ставрополе-на-Волге. Обращались ли вы к его наработкам?

Светлана Баталова: К ним ребята не обращались. Когда собирали информацию, мы ходили в православную гимназию, там какие-то материалы смотрели. Очень много фотографий в интернете находили. Прототипы храма, архитектуру просматривали. И если проект будет реализован, у туристов будет ощущение, что гуляя там, они соприкасаются со Ставрополем. Так, настоящее прошлое и будущее встретятся в этом интересном, мистическом месте. Для этой идеи оно великолепно в плане исторического значения и туристической миссии. На защите проекта были коллеги из Центра урбанистики ТГУ Мария Степанова и Иван Кузнецов. Именно они нам подсказали отправить проект на этот конкурс, очень он им понравился. Когда они смотрели, сказали: «Очень круто! Давайте продвигайте, мы за вас!» Концепт очень продуманный, ребята все размеры рассчитывали. Получается, они подошли к нему не только как архитекторы, но и как инженеры.

– Как вы думаете, проекту всего хватает? Или все же хотелось бы что-то добавить?

Валерия Степанова: Мы очень много думали, несколько месяцев разрабатывали проект и старались не упустить ни одного момента. Так что, я думаю, что всего хватает.

– А как вы это место у памятника ощущаете сейчас?

Олег Макотрин: На данный момент это пустошь, которая имеет очень маленький функционал. Эта местность заканчивается на лабиринте из травы, в центр которого, если, по легенде, зайти, можно загадать желание и оно обязательно исполнится. К сожалению, со временем он разрушился и потерял… изюминку, что ли. Конечно же, эта территория теряет функционал, и ее нужно развивать.

– Есть ли еще в Тольятти такие места, которые хотелось бы наполнить историческим содержанием?

Олег Макотрин: Конечно. У нас очень много пустующих мест. Я бы назвал территорию на Южном шоссе, между Metro и «Лентой». Она никак не функционирует. Там ведь можно сделать что угодно: спорткомплекс, музейный комплекс… К сожалению, решение пока не принимается от слова совсем.

Полны вдохновения

– Какие у вас впечатления от поездки в Москву?

Валерия Степанова: Мы очень вдохновились после этой поездки. Там было много ребят, разрабатывающих такие же интересные проекты. Среди судей были архитекторы. Очень ценно, что с этого конкурса отправляют рекомендационные письма губернаторам, которые в дальнейшем помогают проект реализовать. Огромное вдохновение пришло создавать новые крутые проекты. Организация была очень качественная. Нас возили по экскурсиям, в МАРХИ (Московский архитектурный институт. – Прим. авт.).

Олег Макотрин: Естественно, на самом конкурсе большая конкуренция, и много людей из разных точек России хотели заслужить награду. И в принципе, мы поездкой очень довольны. Я первый раз был в Москве, и это было очень круто!

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы

Больше на Газета Площадь Свободы

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше