Мимо нот

Сумела ли новая постановка Молодежного драматического театра передать купринские интонации «Гранатового браслета» 

 

Для образованного русского человека «Гранатовый браслет» Александра Куприна не просто текст, а символ высокой и чистой любви, которую не каждому дано испытать. Не случайно это произведение изучается в школьной программе. Не случайно в повести трижды упоминается определяющее ее тональность музыкальное сочинение – вторая часть Второй фортепианной сонаты Бетховена – Largo Appassionato. Уникальный случай: музыкальное произведение стало эпиграфом произведения литературного! Бетховенская лирика не только передает эмоциональное настроение повествования – она соразмерна по своему значению с текстом, несет в себе глубину нравственного и этического, пафос истинной любви, неведомого главной героине чувства. Сплав литературы и музыки сделал это произведение Куприна единственным в своем роде. История развития искусства создала обратную связь музыки и литературы. Слушая или исполняя Largo Appassionato Бетховена, мы невольно вспоминаем сюжет «Гранатового браслета». 

Спектакль тольяттинского Молодежного драматического театра поставлен, художественно и музыкально оформлен Алексеем Дорониным по пьесе Александра Игнашова «Гранатовый браслет», написанной специально для этого театра по мотивам одноименной повести Куприна и его рассказов «Белая акация», «Ю-ю», «Корь». 

Созданный при поддержке федерального проекта «Культура малой родины» спектакль наполнен внешними приметами прочтения классического произведения – увы, лишь приметами. От режиссера Алексея Доронина, постановщика интересных и образных спектаклей, ждешь гораздо большего! Лишив «Гранатовый браслет» его музыки, режиссер обеднил содержание, нарушил логику и во многом исказил смысл, заложенный Куприным, а вслед за ним и драматургом Игнашовым. Музыка в спектакле банальна, лишена лирической индивидуальности, она выполняет исключительно функцию фона. Кстати, ни на сайте театра, ни в программке эти музыкальные произведения даже не указаны. Не хочется говорить о надругательстве над литературно-музыкальным замыслом Куприна, но повод задуматься об этом, безусловно, есть.

Вопреки авторскому замыслу 

Столь странно избранная музыкальная тональность спектакля отразилась и размножилась в откровенно вульгарной цветовой гамме декораций и костюмов, прямолинейности пространственного решения, неестественной наигранности актерских интонаций. В спектакле нет атмосферы осенней крымской природы, символизирующей осень истинных чувств. Трагедия о хрупкости человеческих взаимоотношений на сцене превратилась в откровенно упрощенную мелодраму, схожую с набившими оскомину многосерийными телесериалами. 

Если год назад в своей предыдущей постановке в МДТ в спектакле по пьесе того же Александра Игнашова «Соло на два голоса» Алексей Доронин успешно решал серьезные творческие задачи, то сейчас он ограничился иллюстративной режиссурой с акцентом на бытовых деталях: нагромождение ляповато разукрашенных стен в буквальном смысле зауживает и пространство страстей, и масштаб характеров героев. Актеры – заложники этой ситуации. Вызывающе яркая Анна (Екатерина Панина), во многом деревянный Николай (Юрий Бутко) и манерная Дурасова (Марина Лактюхова) мало похожи на истинных дворян. Не талантливая до гениальности, а суховато-жеманная пианистка Женни (Мария Суркова) в монологе о кошечке Ю-ю так и не раскрывает перед Николаем волнующий ее трепет любви.

Психологически чуть убедительнее выглядит генерал Аносов в исполнении Андрея Лактюхова. Вызывает живую реакцию зала своим паясничаньем шалопай и кутила Васючок (Алексей Клименко). Его патриотический монолог о русском человеке мог бы прозвучать как манифест нашего времени, а стал банально решенным обывательски пошлым бредом пьяного человека, из-за чего весь смысл монолога, а за ним и суть характера Васючка оказались вывернуты наизнанку. Удивительно холодна, словно безучастна к происходящему княгиня Вера (Христина Шепель). В огненно-красном костюме князь Шеин (Антон Шибанов) совсем не выглядит князем, предводителем дворянства, значимой в обществе личностью. Тайная любовь чиновника Желткова раскрыта перед зрителем, выведена на первый план. К сожалению, натуралистично неврастеничные метания актера Вячеслава Кузнецова не вызывают сопереживания человеку, погибающему от обрушившейся на него любви.

Разговоры есть, любви – нет

Все герои говорят о любви, но любовью не живут. Режиссер этого словно не замечает! Со сцены так и не прозвучали принципиально важные слова пожилого генерала о том, что любовь – величайшая тайна в мире и никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Вымарывая эти строки, Алексей Доронин сводит все происходящее на сцене к прагматичному высказыванию о любви как об ощущении счастья в привычности семейного уклада.

Уровень эмоционального накала спектакля не просто «не Бетховен», а приближен современному подростковому «печалька», с отсутствием нюансов и полутонов. И все же назвать премьеру неудачей нельзя: предельно упрощенная мелодрама имеет успех у публики. Я перед премьерой еще раз перечитала повесть «Гранатовый браслет» Куприна и одноименную пьесу Игнашова. Уверена, что в работе с таким литературным материалом театр должен ставить перед собой и решать гораздо более высокие художественные задачи.

 

Факт

Приветствуя зрителей перед премьерой, директор и художественный руководитель театра Владимир Коренной, разрядил волнительную обстановку шуткой: «Мы открываем 33-й сезон – две тройки, но, на мой взгляд, работаем мы только на пятерки!» Зал отреагировал на это аплодисментами.

 

Анна Лазанчина

mail-ps@mail.ru 

 

 

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы