Есть ли смысл в «Крокодиле»

Недавно в театре «Дилижанс» состоялась премьера спектакля по сказке Корнея Чуковского. Новая режиссерская работа Александра Серенко, несмотря на свою принадлежность к детским постановкам, оказалась богатой на противоречивые подтексты.

Какой-то крококошмар здесь творится!

Так как спектакль рассчитан в первую очередь на юную аудиторию, в него вовлекаются дети. При этом важно, чтобы часть публики была постарше, потому как постановка с первых минут подталкивает зрителя к диалогу с тремя своими ипостасями – ребенком, взрослым и родителем. Все начинается с введения в постановку двух заглавных персонажей – самого Чуковского и Надежды Крупской. Такой ход делает трактовку материала интересной и уже побуждает к началу размышлений.

Именно супруга Ильича и окрестила произведение «невероятной галиматьей». С ней трудно не согласиться, ведь ничего познавательного о жизни зверей молодое поколение из «этого чтива» не почерпнет. Да и сюжеты сказок Корнея Ивановича во многом безумны для взрослого человека. Крупская всячески намеревается стянуть розовые очки с глаз зрителя: пытается задернуть занавес и вставляет критические ремарки в повествование.

Но сказку не стоит воспринимать буквально. Тогда зачем искать под водой камни, которые автор не закидывал?

Как писал сам Чуковский, «каждый детский писатель есть по своему душевному складу ребенок». Автор, пишущий для детей, не может творить, будучи озлобленным на весь мир. Взрослые, в силу нажитого цинизма, этого не понимают. На их мировосприятие сильно влияет информационное поле, в котором они живут. Но дети все воспринимают иначе.

Кошмар творится тогда, когда сказка перестает быть таковой и превращается в претендующее на злободневность высказывание со скрытым смыслом. Когда смотря на Крокодила, публика видит не просто отрицательного героя, а буржуя, который мало того что говорит по-английски и колу пьет, так еще и людей ест. Когда народ становится настолько трусливым, что избирает своим спасителем маленького мальчика, а в противостоянии людей и животных читаются черты перманентного противостояния русского мира с западным. И наш внутренний родитель оказывается неспособным примирить ребенка со взрослым.

Сам спектакль несколько наивен и не лишен юмора: поведение героев выглядит забавно. Местами можно от души посмеяться. Тем более там есть отсылка на Андрея Миронова. Хвост главного героя имеет интересную передвижную конструкцию. А чтобы показать, как Крокодил плачет, актер Олег Андюшкин набирает воду в две спринцовки и разбрызгивает ее. Все герои очень выразительные. Сценография и костюмы передают дух времени. Да и артисты открыто взаимодействуют с публикой.

Этим, наверное, и ценен «Крокодил». А чтобы его лучше понять, можно сходить на спектакль со своим чадом. Главное – правильно прислушаться.

Ульяна Колмогорова

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы