Президент АВТОВАЗа Максим Соколов предлагает защищать российский автопром от китайской техники, повышая утилизационный сбор

Такое предложение на днях прозвучало на заседании экспертного совета при комитете по промышленности и торговле Государственной думы РФ, которое было посвящено развитию автомобильной и компонентной отраслей промышленности, а также угрозам, сдерживающим их дальнейший рост и достижение технологического суверенитета. Совет включает в себя ключевых отраслевых экспертов в области автопрома и компонентной индустрии.

Фото PR-дирекции АВТОВАЗа.

Как следует из доклада президента АВТОВАЗа Максима Соколова, в данный момент главную опасность для российских производителей автомобилей (в первую очередь для АВТОВАЗа) представляют их китайские конкуренты. Они одни из немногих иностранных автоизготовителей, которые сегодня поставляют свои машины на российский рынок и, пользуясь малой конкуренцией, ведут активное продвижение продукции из Поднебесной.

Зарубежные автопроизводители реализуют в России программу масштабной ценовой экспансии, – заявил Максим Соколов. – Продажи легковых автомобилей в самом Китае в прошлом году превысили 26 млн штук, что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять долгосрочные и практически неограниченные по размеру скидки на внешних рынках, включая и российский. Могу привести пример одного из популярных в России китайских полноразмерных внедорожников, скидка на который в один из недавних периодов составляла 900 тыс. рублей, что в три раза выше среднего размера утильсбора. Иными словами, защитные барьеры на внутреннем рынке на сегодня недостаточны, чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей на переход от импорта готовых автомобилей в РФ к инвестициям в развитие производства в нашей стране.

Удачная ценовая политика и, по сути, низкая конкуренция на российском рынке в данный момент привели к тому, что с середины 2023 года китайские бренды совокупно заняли больше половины легкового рынка в России в количественном выражении, достигнув в декабре прошлого года рекордных 60%.

В денежном выражении ситуация еще более драматичная, – отметил Максим Соколов. – АВТОВАЗ, закрывая более трети российского рынка в штуках, финансово контролирует долю лишь чуть более 9%. Это значит, что оставшиеся 90% денежных средств просто вымываются из России за рубеж – туда, где создается добавленная стоимость, где работают иностранные инженеры, рабочие, поставщики компонентов. В сегменте грузовиков ситуация не менее печальна: первое место в количественном и в денежном выражении уже несколько месяцев удерживает китайский производитель.

Сложившаяся ситуация, по мнению руководства крупнейшего автопроизводителя России, представляет серьезную угрозу не только развитию, но и стабильному существованию отечественного автопрома и компонентной отрасли в среднесрочной перспективе. Максим Соколов напомнил, что только в промышленной кооперации с АВТОВАЗом сегодня занято более 500 тыс. человек в центральных регионах страны. Без эффективных механизмов стимулирования иностранных автопроизводителей к инвестициям в развитие локальных производств деньги продолжат вымываться из экономики России.

По заключению экспертов, при сохранении текущих тенденций отечественные автопроизводители будут вынуждены сокращать производство до 50% из-за вынужденного перехода с двусменного на односменный режим работы, вызванного падением спроса в своих ценовых сегментах, где ввиду масштабных скидок будут представлены импортные китайские автомобили. В такой ситуации российским компаниям придется выпускать только низкотехнологичные, устаревшие продукты. Они не смогут финансировать НИОКР и развитие своих мощностей, создавать новые высокотехнологичные рабочие места. Все это негативно отразится на достижении технологического суверенитета и промышленном росте.

Справка

Такое явление, как утилизационный сбор, появилось в России в 2012 году. Это сумма, которую нужно уплатить за автомобиль, ввезенный в РФ или произведенный на территории страны. Оплата утильсбора означает, что после снятия машины с учета в ГАИ транспортное средство бесплатно утилизируют. Но для обычных водителей это, по сути, означает повышение цены машины, эдакий дополнительный налог, включенный в стоимость приобретаемого автомобиля.

В 2023 году повышение утильсбора произошло дважды – в августе и в октябре. Новые правила расчета вступили в силу 1 апреля текущего года. Они коснутся автомобилей, которые были растаможены в одном из государств ЕАЭС по местным таможенным ставкам. В этом случае в России придется доплатить разницу, ее включат в состав утильсбора.

Хотя на данный момент нельзя сказать, что дела у АВТОВАЗа идут плохо. Из-за повышенного спроса на вазовские машины в апреле по субботам рабочих выводят на дополнительные смены. В первом квартале 2024 года, по данным пресс-службы предприятия, продажи автомобилей Lada в России выросли на 42,5%, до 91563 штук. Только за март компания реализовала на российском рынке 42840 машин, что, по оценкам автопроизводителя, стало рекордным месячным результатом за 11 лет. Больше волжский автозавод продавал только весной 2012 года, когда в апреле было реализовано 44100 автомобилей.

– Компания продолжает выполнять план производства 2024 года, который утвердил совет директоров. В первом квартале выпуск автомобилей в Тольятти увеличился более чем на 70% и составил почти 116 тыс. автомобилей, – отмечал ранее Максим Соколов.

Как сообщает пресс-служба АВТОВАЗа, участники заседания экспертного совета в итоге поддержали предложения, направленные на защиту российской автомобильной и компонентной отраслей. В частности, выдвинута инициатива по планомерному увеличению утилизационного сбора, который должен будет простимулировать инвестиции иностранных компаний в создание и развитие локальных производств. Экспертное сообщество в рамках обсуждения на совете предложило установить поэтапно растущую шкалу утилизационного сбора для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей. В ближайшее время детализированные предложения экспертного совета будут направлены в комитет по промышленности и торговле Государственной думы и в уполномоченные органы исполнительной власти.

Максим Соколов, президент АО «АВТОВАЗ»:

– Инициативы нашего экспертного совета по усилению мер защиты внутреннего рынка основаны на государственном подходе. Национальные автомобильная и автокомпонентная отрасли готовы к честной рыночной конкуренции. Но для этого все игроки должны соперничать внутри единого правового и рыночного поля. Мы за то, чтобы в России было больше локализованных автопроизводств, как под национальными, так и под иностранными брендами. И пусть они выводят на рынок широкий выбор моделей и конкурируют между собой за внимание отечественных покупателей. Благодаря усилению защиты рынка импорт готовых автомобилей должен быть замещен инвестициями в их производство в стране. Вырастет локальное производство в России – станет больше заказов у компонентной отрасли, появятся новые технологии и рабочие места, снизится стоимость компонентов, пойдут вниз цены на новые автомобили, вырастет рынок. Очевидно, что каждый из нас, являясь гражданином России, заинтересован в таком развитии ситуации.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы