Вопрос о совершенствовании системы по обращению с твердыми коммунальными отходами в очередной раз рассматривался на заседании профильного комитета Самарской губернской думы 17 июня. В мероприятии приняли участие как парламентарии, так и генеральный директор ООО «ЭкоСтройРесурс» Михаил Захаров, гендиректор АО «Экология» Андрей Шестаков, министр природных ресурсов и экологии Артем Ефимов и другие.

Острота темы подтверждается тем, что ее выносят на рассмотрение с регулярной периодичностью. Так, еще в мае на заседании общественной комиссии при комитете по ЖКХ в очередной раз заслушивался доклад о деятельности прежнего регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс».
Нашли нарушения
В этот раз, помимо прочего, депутаты рассматривали отчет Счетной палаты Самарской области о реализации мер, предпринимаемых государственными органами исполнительной власти и иными организациями в целях создания устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами и формирования экономики замкнутого цикла в 2019-2024 годах и истекшем периоде 2025 года.
В проверяемый период, как видно, вошла деятельность как прежнего регионального оператора, так и действующего – государственного АО «Экология», которому соответствующие функции были переданы 1 ноября 2024 года. Важно подчеркнуть, что аудит проводился по критериям Счетной палаты РФ, которая позже также представит свой доклад о ходе реформы по обращению с ТКО на территории всей страны, куда в том числе войдет и информация по Самарской области.
Судя по докладу аудиторов, в период работы «ЭкоСтройРесурса» был выявлен ряд нарушений. Однако, несмотря на это, контракт с компанией в период с 2019 по 2024 годы не расторгался. Так, отдельные вопросы возникли по использованию бюджетных субсидий, которые предоставлялись «ЭкоСтройРесурсу» в качестве компенсации так называемых выпадающих доходов в связи с отсутствием нормативов накопления ТКО для индивидуальных жилых домов.
Выявленные нарушения, по мнению аудиторов, связаны и с отсутствием эффективного контроля со стороны Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, в ведении которого до конца 2024 года находилась система обращения с ТКО. Напомним, что профильным замом министра, курирующим мусорную реформу, была Наталья Ржевская, которая до прихода в министерство занимала должность генерального директора ООО «ЭкоСтройРесурс».
В свою очередь гендиректор экс-регоператора Михаил Захаров пояснил, что любая субсидия предоставлялась только после того, как был разработан порядок, утверждаемый профильным ведомством областного правительства. В этом порядке прописывалось, куда направлялись субсидии. Например, на оплату контракта с перевозчиком ООО «Трансресурс», которое, по одной из версий, могло быть аффилировано ООО «ЭкоСтройРесурс». Речь идет о сумме в 450 млн рублей. Депутат Денис Волков в этой связи предложил обратиться в прокуратуру региона, чтобы в надзорном ведомстве проверили эффективность использования государственных субсидий по всем направлениям.
Кроме этого, в информации аудиторов отмечалось, что кассовое исполнение программы мероприятий по обращению с твердыми коммунальными отходами оказалось низким в 2021 и 2023 годах. Более того, до настоящего момента так и не начато возведение четырех объектов мусоросортировки. При этом еще в мае текущего года ООО «ЭкоСтройРесурс» ставило себе в заслугу появления других аналогичных объектов, обосновывая это тем, что в тариф регоператора были заложены инвестиционные составляющие на строительство комплексов по мусоросортировке и переработке.
Отдельные нарушения были выявлены и в работе АО «Экология», некоторые из которых также касались освоения предоставляемых субсидий. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что материалы проверки Счетная палата направила в антимонопольную службу, региональное управление ФСБ России, областное ГУ МВД. Будут ли со стороны правоохранителей инициированы какие-либо действия после анализа работы аудиторов, покажет время.
Контейнеры без дела
Вместе с тем по итогам доклада у участников заседания появились резонные вопросы. Так, например, депутат Денис Волков обратил внимание на то, что, согласно законодательству, кредиторская задолженность регионального оператора не должна превышать 1/12 валовой выручки в год. Однако ранее «ЭкоСтройРесурс» показывал объем такой задолженности в размере 3,4 млрд рублей. Парламентарий поинтересовался, почему ранее не принималось решение о расторжении договора. Однако, как и в случае с другими нарушениями, что отметили представители Счетной палаты, все зависело от контроля со стороны профильного министерства.
Еще один вопрос касался эффективности расходования многомиллионных средств на закупку контейнеров для раздельного сбора отходов. То есть контейнеры были приобретены, тогда как в регионе до сих пор не введена система раздельного сбора отходов.
Депутат Александр Милеев на повышенных тонах пытался убедить участников заседания в том, что в Самарской области не представлялось возможным внедрить такую систему, потому как в Тольятти и частично в Самаре дома оборудованы мусоропроводами. Однако в ответ на это Денис Волков сообщил, что и в других регионах есть МКД с мусоропроводами, где при этом действует раздельный сбор отходов.
Генеральный директор ООО «ЭкоСтройРесурс» Михаил Захаров в свою очередь сообщил, что контейнеры для раздельного сбора отходов закупались для муниципалитетов с население более 100 тыс. человек, в том числе Тольятти, Сызрани и так далее. Но там, где они устанавливались, граждане якобы отправляли туда смешанные отходы. Также до сих пор остается вопрос по оборудованию площадок под раздельный сбор отходов.
Не упускают своего
В ходе заседания был представлен доклад о работе действующего регионального оператора АО «Экология». Некоторые обратили внимание на то, что затраты на перевозку отходов из муниципалитетов существенно выросли в сравнении с периодом работы ООО «ЭкоСтройРесурс».
Так, новым регоператором были проведены соответствующие торги на 5,8 млрд рублей. Это вызвало эмоциональное возмущение Александра Милеева, который задал соответствующий вопрос министру экологии Артему Ефимову. Между тем, например, в Кировском районе при «ЭкоСтройРесурсе» перевозчик брал 4 351 рубль за тонну, тогда как сейчас, при АО «Экология», перевозчик берет 3 664 рубля за тонну. Экономия есть и по Красноглинскому району Самары, по муниципальному району Красноярский.
Однако, как оказалось, есть территории, где тариф по транспортировке значительно вырос. Так, если при «ЭкоСтройРесурсе» по Автозаводскому и Центральному районам Тольятти и Ставропольскому району тариф составлял от 1 571 до 2 234 рублей за тонну, то теперь эта цифра составляет 4 158. При этом перевозчиком здесь выступает ООО «Дакант», которое также связывают с бенефициарами «ЭкоСтройРесурса». Таким образом, на контракте по этим трем территориям перевозчик может заработать порядка 600 млн рублей.
Показал себя
Показательным в ходе заседания могло показаться поведение депутата Александра Милеева, за которым можно было заметить весьма эмоциональные нападки в адрес АО «Экология», Министерства природных ресурсов.
Напомним, парламентария принято считать одним из интересантов «ЭкоСтройРесурса». При таком раскладе нетрудно предположить, что потеря контроля за мусорной реформой может существенно сказаться на позициях Милеева. И, вероятно, он может рассчитывать на реванш осенью текущего года, когда будут проводиться торги на определение регионального оператора. Дело в том, что после расторжения договора с ООО «ЭкоСтройРесурс», в соответствии с действующим региональным законодательством, чтобы избежать мусорного коллапса, без проведения торгов был заключен договор с АО «Экология». Такое решение вполне укладывается в тренд перевода под контроль госструктур системы по обращению с ТКО.
К этому стоит добавить, что уже в текущем году в состав учредителей АО «Экология» может войти «Российский экологический оператор», что может усилить влияние государства на ход реализации реформы по обращению с ТКО в регионе.
Кстати
Комитет ценового и тарифного регулирования Самарской области обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО «ЭкоСтройРесурс» 2,2 млрд рублей. Как следует из материалов дела, истец просит взыскать неосновательно полученные денежные средства. Отмечается, что речь идет о необоснованном обогащении, подлежащем исключению из необходимой валовой выручки ООО «ЭкоСтройРесурс», и возникшем после досрочного расторжения соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО от 01.11.2018. При этом пока исковое заявление оставлено без движения, так как истцу необходимо оплатить госпошлину в размере 10 млн рублей.
В самом же «ЭкоСтройРесурсе» заявили, что исковое требование «похоже на политическое давление, не имеющее под собой оснований». «Руководство региона считает, что мы все шесть лет работы каждый год тратили на транспортирование отходов больше, чем «надо было бы». Экспертиз нет, расчетов нет, ссылок на нормы права тоже нет. Только твердое убеждение», – заявили в компании.