Новая выставка в Музее актуального реализма в Тольятти брутальна, хотя нельзя сказать, что большая часть художников, которые писали на настоящей стали, только мужчины. Вовсе нет. Да и курирует этот проект и эту выставку хрупкая девушка из Москвы по имени Светлана Чепрова.
Многие знают ее под именем Фотон Света. Это ее творческий псевдоним, с которым в свое время она входила в проект современной христианской живописи и графики «После иконы».
Светлана – член Московского союза художников, член Творческого союза художников России, участница, а теперь уже и куратор проектов «После иконы» и «Русский стиль», который поддержали компания «Ратник Тактикал» и Творческий союз художников России.
Из Донбасса в Тольятти
Мы познакомились с ней в Музее актуального реализма, куда она перевезла разъезжающую по стране выставку прямо из Донбасса. Туда она везла ее, не догадываясь, что такая вот выставочная логистика и само устройство выставки в Донецке окажутся очень непростым делом.
– Я думала, что в Донецке сейчас уже более спокойно. Нет, совсем не спокойно. Там продолжаются прилеты, бомбят мирные дома. В День города нам пришлось переносить время открытия выставки и даже адрес, чтобы обезопасить ее первых зрителей. И все же я видела в глазах тех, кто встречал зрителей на выставке, трепет. В Донбасс медленно, но возвращается прежняя жизнь, – отмечает Светлана Чепрова.
Доброволец Беликов
Проект этот, задуманный московским художником, кандидатом философских наук Антоном Беликовым, добровольцем, уехавшим защищать своих, посвящен художественному осмыслению этой войны. Это дань глубокого уважения и признательности бойцам на фронте.
С таким посылом начиналась работа над проектом, которая сегодня реализовалась в 50 работах, выполненных на стальных плитах от бронежилетов, какие защищают бойцов в зоне СВО.
Сталь – не случайный выбор материала. И прежде всего потому, что она – символ стойкости. «Как закалялась сталь», мы читали у Николая Островского. Как закаляется эта, человеческая сталь сейчас, размышляют живописцы от 17 до 80, разных конфессий, из разных городов, с разными регалиями, от студентов до академиков.
– Мы раздали современным художникам из разных городов и регионов России стандартные плиты от армейских бронежилетов и предложили им отрефлексировать происходящие исторические события через образы. Критерий был один – серьезность подхода. Большая кураторская группа отбирала эскизы, потому что заявок было очень и очень много. Выбор был велик. Мужество. Героизм. Товарищество. Эти слова казались нам до последнего времени чем-то из нашего великого исторического прошлого. Мы, сегодняшние, в буквальном смысле живем на страницах учебника истории. В этих условиях осмысление происходящего имеет критическую важность. Мы – художники, и мы осознаем мир через символы и образы. И этот художественный проект посвящен попытке найти эти символы и образы сегодняшнего дня, – говорит Фотон Света.
А художник и кандидат философских наук из столицы Антон Беликов ушел добровольцем и точно знает, за что воюет сегодня. И что будет писать красками после войны на настоящих холстах. Сейчас не до холстов. Недавно он написал икону на… ящике для снарядов. И эту икону передали в храм Авдеевки. Понятно, что такая необычная и сильная идея, как работы на стали, защищающей бойцов, могла родиться только у человека, который сам находится на фронте. Понятно и логично, что Антон мыслит не холстами, а металлом.
– Сначала мы рассказали о ней небольшому кругу художников, и каждый из них предложил свое видение работы с темой и с материалом. Потом появились другие имена и новые идеи. При этом каждый фиксировал свою идею в аннотации. Каждый рассказывает в слове, что именно он хотел донести до зрителя этой своей работой. Главным критерием отбора было серьезное, вдумчивое отношение к теме. Иначе никак, потому что наряду с плитами на выставке представлен настоящий бронежилет раненого бойца. Парень жив, но у него серьезные осколочные ранения и он до сих пор еще восстанавливается, – рассказала Фотон Света.
Слова Светланы заставили еще раз посмотреть на жилет, на совершенно реальный след от осколков, которые едва не стоили бойцу жизни, разволноваться, подумать и расспросить куратора, как сейчас тот самый парень. И каждая работа на выставке сразу стала пронзительнее и откровеннее.
Вышивка на стали
Эмоциональная плита «Красной нитью» принадлежит Евгении Ставицкой из Санкт-Петербурга. Работа минималистична и хоть и выполнена женской рукой, но очень мужественна по сути. Художница работала над ней в технике аппликации. Аппликация, а не настоящая прошивка брони случилась в мастерской потому, что сталь самая настоящая и очень прочная. Так что каждое отверстие в ней требует специальной техники. У Евгении получилось. Есть ощущение того, что «раны» на стали прошли насквозь. Нить в прочтении девушки – это то, что связывает в нашей жизни все.
– Красной нитью связаны жизнь и смерть, мать и дитя, кровь и победа, – передает замысел художника Фотон Света. – Потому что у каждой победы есть своя цена. Пришла пора пролить кровь для того, чтобы отстоять свои ценности. Потому что мы видим: решает не дипломатия, не переговоры, а сила.
Покров
Работа куратора выставки Светы Фотон называется «Покров».
– Еще до поездки на Донбасс я, конечно, видела снимки того, что там сейчас происходит. Разрушенные храмы. И в них иконы – опаленные, но не уничтоженные. На них – силуэты Богородицы, Спасителя, святых. Покров Богородицы над нами был, есть и будет. Потому что мы русские, и с нами Бог, – говорит автор. – Сегодня в этом зале мы выставляем свои работы рядом с работами большого художника-шестидесятника Виктора Иванова. И это не просто совпадение. Все это про одно. Про наши ценности, про нашу культуру. Про русский культурный код. Про то, каким сейчас должен быть русский человек, какой стальной стержень он должен показать миру. Не важно, кто он. Мама ли это, которая воспитывает детей, или священник, который сейчас на передовой вместе с бойцами. Важно рассказать про себя, заявить о себе. Иначе никто разговаривать с нами не будет. Нам есть что любить и что защищать.
Сын, брат, отец, родной…
У плиты, которая родилась в этом проекте у Антона Беликова, тоже задерживается взгляд. «Сын» – единственная плита, которая отличается от других по форме. Просто он сам взял плиту, которая была у него под рукой непосредственно там, на фронте. У нее другой класс защиты, она тяжелее и толще, чем другие. Это и вес, и весомость. Художник пишет на плите слово «сын» так, как мог бы быть подписан ящик со снарядами. Техникой трафарета. Символика трогает и волнует, как волнует вся экспозиция проекта.
Кстати
У проекта может быть продолжение. И тольяттинские художники тоже могут принять в нем участие. Нужно только выйти на сайт проекта, связаться с кураторами и убедить их своим прочтением темы.