«Классика OPEN FEST – 2024»: пять вечеров на зависть

14 августа Тольяттинская государственная филармония вновь открывает для слушателей свои залы. И это будут те особенные, с неповторимыми и яркими программами фестивальные концерты, которые запомнятся и меломанам, и профессионалам. В этом году фестиваль посвящается скрипачу Леониду Когану, 100-летний юбилей которого будет отмечаться осенью.

«Классика OPEN FEST – 2024»: пять вечеров на зависть
Павел Романенко (альт) и Даниил Коган (скрипка) на репетиции.

А нынешним «двигателем» и «застрельщиком» события, посвященного великому музыканту и педагогу, виртуозному исполнителю стал его внук – талантливый скрипач и дирижер Даниил Коган. Это с его легкой руки во время прошлого выступления в Тольятти в январе этого года взошла еще одна яркая фестивальная идея, которая сделает «Классику OPEN FEST – 2024» неповторимой и особенной.

– Встреча принесла с собой эту идею, горячо поддержанную художественным руководителем фестиваля – заслуженным артистом России Анатолием Левиным – и участниками фестиваля, – говорит о событии директор Тольяттинской государственной филармонии Лидия Семенова. – Примечательно, что 90-летний юбилей маэстро десять лет назад тоже отмечался в Тольятти – концертом в культурно-просветительском центре «Персона». Сам Даниил лично составлял часть программ, включив в них произведения, которые особенно любил исполнять великий Коган. Символично, что одно из любимейших произведений – Концерт № 5 ля мажор Моцарта – исполнит сам Даниил. Вот так через потомков мы прикасаемся к наследию великих музыкантов, и это дорогого стоит.

В программах концертов невозможно было отказаться от музыки Паганини, непревзойденным исполнителем которого был народный артист СССР Леонид Борисович Коган. Поэтому Концерт № 1, 1 ч., Паганини исполнит другая молодая звезда отечественного исполнительского искусства – Деннис Гасанов. Программа обширна и по-настоящему эксклюзивна. В концертах прозвучат произведения Чайковского, Шуберта, Брамса, Листа.

Европа знает

Об исполнителях, которые будут выходить на сцену Тольяттинской филармонии с 14 по 20 августа, хорошо знает музыкальная Россия и уже слышала просвещенная Европа. Тольятти ждет лауреатов международных конкурсов Федора Безносикова, Денниса Гасанова, Лейли Каррыеву, альтиста Павла Романенко, кларнетиста Артема Ваняна, гобоисток Марию Плыско и Ксению Ситникову, флейтистов Полину Зибареву и Олену Безносикову-Полторацкую, фаготиста Ивана Забегина, пианисток Лауру Бетрозову и Веру Галактионову. Компанию им составят тольяттинцы Никита Кравченко (валторна), Наталья Селяткина (фортепиано) и симфонический оркестр Тольяттинской филармонии.

Наш оркестр под управлением Игоря Мокерова в эти пять вечеров пополнится этими молодыми звездами и, конечно, будет звучать еще ярче и интереснее.

Жадные до игры

Еще один заметный и точно немаловажный акцент всех нынешних программ фестиваля – тольяттинские корни нескольких молодых исполнителей, которые сделали свои первые шаги в мире музыки в своем родном городе – Тольятти.

Тольяттинцем считает себя 22-летний музыкант Иван Забегин. Любопытно, что к фаготу Иван пришел не сразу. Учился в музыкальной школе при Тольяттинском музыкальном колледже им. Р. К. Щедрина по специальности «фортепиано» и лишь позднее начал заниматься в классе фагота. Продолжил обучение в Академическом музыкальном колледже при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в классе народного артиста РСФСР, профессора Валерия Сергеевича Попова. И конечно, Иван уже был участником прежних сессий Молодежного симфонического оркестра Поволжья и программы Тольяттинской филармонии «Ступени мастерства».

Среди заметных успехов Ивана Забегина – победа в Общероссийском конкурсе «Молодые дарования России» (2020) и Международном конкурсе молодых музыкантов-исполнителей «Территория творчества» Московской консерватории (2023). С 2022 года он играет в концертном симфоническом оркестре Московской консерватории под управлением Анатолия Левина и стажируется в Российском национальном молодежном симфоническом оркестре.

В Тольяттинском фестивале примет участие еще одна тольяттинская звезда – флейтистка Полина Зибарева. Малышкой четырех лет она пришла заниматься музыкой в воскресную школу при детской музыкальной школе № 4 г. Тольятти. После школы поступила в Тольяттинский музыкальный колледж им. Р. К. Щедрина, а дальше – в академическое училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В прошлом году она получила диплом МГК. Но почти каждый год Полина приезжает в Тольятти и принимает участие в сессиях Молодежного симфонического оркестра Поволжья, выступает в концертах Тольяттинской филармонии, в программах фестиваля «Классика OPEN FEST».

Тольяттинка по рождению Ксения Ситникова тоже пришла к своему сегодняшнему инструменту не сразу. Окончила музыкальную школу как пианистка, поступила в Тольяттинское музыкальное училище как теоретик, но уже после первого курса перевелась в училище им. М. М. Ипполитова-Иванова и именно там начала заниматься на гобое. А после этого поступила в Таллинскую академию музыки. Сейчас девушка стажируется в Венеции у очень хороших педагогов. «В Тольятти Ксения бывает нечасто, – рассказывает директор филармонии Лидия Семенова, – но оказалось, что она будет здесь нынешним летом и хочет принять участие в нашем фестивале. Ее тут же ввели в камерный состав, и мы услышим ее в камерных программах фестиваля. Интересно, что как у гобоистки у Ксении это премьера в родном городе. Наш Никита Кравченко стал стипендиатом правительства Российской Федерации. Все эти ребята из той породы музыкантов, для которых не существует каникул, нет никаких причин, которые бы не позволили им выйти на сцену. Они жадные до игры. Отчасти этому, конечно, способствовали наши сессии Молодежного симфонического оркестра Поволжья».

Фестиваль оркестровых музыкантов в Тольятти демонстрирует приверженность к уже не раз провозглашенному и доказанному: оркестровый музыкант необъятен. Он может быть и солистом, и ансамблистом, он может взять дирижерскую палочку и показать себя в новом качестве. Все будет достойно и высокопрофессионально, и дирижерская практика в частности, поскольку ей учил великий Анатолий Левин.

Через рифы оркестра

Сегодня трудно представить себе этот фестиваль без человека, который вот уже 20 лет посвящает себя молодым музыкантам Поволжья и Тольятти. Два десятилетия у главного дирижерского пульта фестиваля – Анатолий Абрамович Левин, давний друг Тольяттинской филармонии, известный советский и российский дирижер и музыкальный педагог, заслуженный артист Российской Федерации, художественный руководитель симфонического оркестра студентов Московской консерватории, дирижер симфонического оркестра Академического музыкального училища при МГК им. П. И. Чайковского, художественный руководитель и главный дирижер Молодежного симфонического оркестра Поволжья.

– Имя Анатолия Абрамовича – это признанный знак качества. Потому что это фигура многоопытного, всеобъемлющего музыканта с большой буквы, – уверена Лидия Семенова. – За эти годы нами было проведено очень много совместных проектов. Его фигура вызывает безмерное уважение. Он обладает такими тайнами педагогики и так умело проводит молодых музыкантов через оркестровые рифы и трудности, что можно определенно сказать: это лучший оркестровый педагог в России. За короткое время работы рядом с ним ребята достигают очень больших успехов в плане оркестровой игры.

Три плюс два

Три камерных и два симфонических вечера обещают быть уникальными. И доступными к тому же. Потому что «Классика OPEN FEST» уже объявила камерные концерты зоной свободного доступа для слушателя. Билетов покупать не нужно – достаточно просто зарегистрироваться на сайте филармонии. И дальше совместить этот приятный подарок с удовольствием от открытия новых музыкальных имен, с потрясением от встреч с великолепным музыкальным материалом и классом виртуозов, с которыми кто-то, возможно, повстречается впервые, а кто-то уже знает их по прежним концертам.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы

Больше на Газета Площадь Свободы

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше