Деннис Гасанов: Я понимаю, что хотел бы сказать музыкой

Фестиваль «Классика Openfest» в Тольяттинской филармонии дал возможность услышать произведения, которые чрезвычайно редко исполняются на сцене.

Деннис Гасанов: Я понимаю, что хотел бы сказать музыкой

Посвящение Леониду Когану – не формальный признак события, а дух фестиваля. Вот и удивительный, тонко чувствующий время, скрипач Деннис Гасанов выбрал для Тольятти «Концерт № 1 для скрипки с оркестром Ре мажор, ор. 6, ч. 1» Паганини. Это произведение любил играть гениальный «русский Паганини» – Леонид Коган. Мы расспросили Денниса о его личном пути в музыку.

Клавир или шахматы?

– Как к вам пришла музыка, Деннис?

– Помню, мне было около четырех лет, и мама с папой постоянно ставили слушать какие-то кассеты. Помню, что среди записей был Фриц Крейцер. Меня в это интегрировали с детства. А в 6 лет мама решила отдать меня на гитару, потому что ее близкая подруга была педагогом по игре. Но она сказала, что пока это рановато, лучше прийти к гитаре через год-два. И родители отдали меня на скрипку.

– Родители не были музыкантами?

– Нет, они шахматисты. С филологическим образованием, но шахматами занимались всегда.

– Вы тоже играете?

– Да, я умею играть. И увлекаюсь этим.

– Кажется, что для музыканта это естественная интеллектуальная подпитка.

– По-разному бывает. Случается, что у музыкантов бывает такой тип мышления, что им трудно просчитывать ходы, продумывать их наперед. Они – порыв.

– А вы? Слышали, что вы считаете себя сдержанным человеком, способным справиться с эмоциями. Это работа с собственной личностью или так вам было дано?

– Я, действительно, довольно сдержанный человек и в состоянии контролировать свои эмоции. Это правда. Не могу сказать, что я как-то очень много над этим работал, но всегда старался смотреть на других людей и понимал, что какая-то их несдержанность радости не приносит ни им, ни окружающим.

– И в жизни больше, чем на сцене?

– Конечно. На сцене все иначе.

– А как на сцене? Без порыва там никак…

– Если порыв заложен в человеке, если в нем есть артистизм, все это никуда не денется. На сцене я всегда чувствую кураж и желание играть. Важно, чтобы это не мешало технологически воспроизводить то, что было задумано композитором.

В футбол играю плохо

– Деннис, ваша первая встреча со скрипкой – это трудная или радостная история?

– Честно говоря, я трудностей не помню. Слух у меня был с самого начала. Но начиная, я не очень понимал, во что ввязался тогда. Родители меня многое заставляли делать. Читать книги, которые в том возрасте было еще и не положено читать. Играть в шахматы, чем, естественно, я тоже занимался. Полупрофессионально. По турнирам ездил. В покое меня родители точно не оставляли. На прогулку отводился ровно час.

– Так что футбол с пацанами во дворе – это не про вас?

– Да, в футбол я играю довольно плохо.

– Вы сказали, что в детстве не представляли, в какую историю со скрипкой вы ввязались. Теперь знаете?

– Ввязался в то, что позволило связать свою жизнь с музыкой. Не знаю, как долго это еще будет продолжаться, может быть, через несколько лет я займусь чем-то другим, такие мысли периодически меня посещают. Но пока эта история продолжается.

Манера 20-го века

– Деннис, в жизни каждого начинающего скрипача есть имена, которые становятся эталоном, откровением, ориентиром для будущего музыканта. Как, например, имя Леонида Когана, которое в этой фестивальной программе уж точно знаковое. Какие имена вели вас?

– Я рос и учился в Луганске и в основном слушал Ойстраха и Когана. В 7-летнем возрасте в моем присутствии кто-то в музыкальной школе сказал, что Хейфец фальшиво играет октавы в какой-то пьесе. Я, будучи совсем юным, не понял смысла этого предложения. Имелось в виду, что даже лучшие иногда ошибаются, а для меня эта фраза вырвалась из контекста, в голове отложилось, что Хейфец просто не очень хороший скрипач. Долгие годы я так и думал.

А потом поступил учиться в Москве. И однажды, на третий или уже четвертый год учебы, прихожу в класс, и мой педагог Марина Иосифовна Кессельман как раз рассказывает историю о том, как она приходит домой, включает запись «Мендельсон – Фортепианное трио №1 ре минор, ор.49 II. Andante con moto tranquillo»: Артур Рубинштейн, Яша Хейфец, Григорий Пятигорский и… плачет. Я слышу это и стою в полном шоке: «Плачет?! Как? Хейфец? Он же фальшивит. Какие слезы?».

Пришел домой и поставил запись. С тех пор Яша Хейфец стал для меня очень важным исполнителем. Многие вещи я даже копировал у него некоторое время. Эта особенная манера 20-го века! Я ею проникся с того самого момента.

– Можно ли эту манеру словами определить?

– Она довольно порывистая. По крайней мере, у Хейфеца. Изначально она кажется довольно холодной, в быстрых темпах. И у всех представителей века довольно теплое звучание, звук особенный, наполненный.

– Вам эта манера близка?

– Близка. Сейчас, правда, появилось много разных скрипачей, которые пробуют играть и так и этак, и я ничего против не имею. Даже сам иногда также пробую новое. Но вот если прийти домой и послушать то, как хорошо играют на скрипке, я предпочту скрипачей 20-го века.

– Как вам наш фестиваль, Деннис? Попали ли в атмосферу? Почему выбрали для исполнения тот самый концерт Н. Паганини?

– Меня позвал Даня Коган. Он же предложил мне сыграть этот концерт. Конечно, непростой технически. До этого я его играл очень давно. С ним выпускался из Центральной музыкальной школы и в консерваторию поступал тоже с ним. Приятно играть эту музыку. Мне кажется, она жизнерадостная, несмотря на драматические моменты. И очень хорошо ложится на стиль 20-го века.

– У вас столько победных регалий и конкурсов. Что особенно важно и дорого?

– Мне не хотелось бы, чтобы у кого-нибудь сложилось впечатление, что я посвящаю себя конкурсам. Это совсем не так. Мне просто нравится получать эмоции от того, что я выхожу на сцену, и все хорошо получается. Не всегда так бывает. Не всегда удается хорошо подготовиться к конкурсу, потому что сейчас такая жизнь: куда-то постоянно зовут и делают это в последний момент. Хорошо, когда удается сделать так, чтобы все компоненты перед концертом и на концерте сложились. Чтобы получилось с удовольствием поиграть хорошую музыку, пообщаться с хорошими людьми и получить отклик слушателей.

– Что нового в ваших музыкантских пристрастиях?

– Я увлекся дирижированием. Хочется попробовать. Надеюсь, в следующем году поступить на дирижерское. У меня есть интуитивное ощущение, что все должно неплохо получиться: у меня длинные руки, в них есть грация, а движения дирижера должны быть приятными. Я умею сохранять дружескую атмосферу и при должном уровне тренированности смогу повести за собой. Да и сам пласт симфонической оперной музыки, конечно, превосходит то, что исполняется скрипачами сольно или даже камерно. Мало произведений для сольной скрипки. То есть их играют по принципу: «ну а что еще играть?». Это как со «Временами года» Вивальди. Такое впечатление, что это уже и не классическая музыка, а эстрадная.

Мне хочется соприкоснуться с музыкой по-другому. Но осваивать другие инструменты мне уже по возрасту поздно, а дирижировать не поздно никогда. Мне 30. Я понимаю, что хотел бы сказать музыкой, как бы это звучало.

Банально: инструмент

– А что для вас скрипка?

– Я знаю, что есть категория скрипачей, которая одушевляет скрипку. У меня все просто и банально: это инструмент. Я просто беру его и играю.

– А какая у вас скрипка, Деннис?

– У меня старый французский инструмент 18-го века. Его сделал мастер по фамилии Соломон. У нее типичный, приятный старинный тембр, но она не очень звучная, не яркая. Вот дирижер Паша Романенко, с которым мы на фестивале играем Паганини, говорит, что мне нужна скрипка поярче. А я все никак не могу решиться на то, чтобы отказаться от одной и перейти к другому инструменту.

– Ну, это же кровные связи!

– Да, это трудно. А фестиваль… Мне всегда очень приятно приехать в другой город, даже если ты приехал просто пообщаться с друзьями. И конечно, поработать с замечательным оркестром, с прекрасными музыкантами. Это такое большое дополнительное удовольствие. Желаю вашему фестивалю всего наилучшего.

Справка

Деннис Гасанов родился в 1994 году в Луганске. Победитель многих престижных международных конкурсов. В 2018-м окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, в 2021-м – ее аспирантуру. Обучался в Маастрихтской консерватории в Нидерландах, в настоящее время продолжает обучение в Международной академии города Имола в Италии.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы

Больше на Газета Площадь Свободы

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше