В «Дилижансе» показали портрет земной цивилизации

Тольяттинский ТЮЗ «Дилижанс» продолжает удивлять способностью и стремлением воплощать на сцене сложный литературный материал. Как показала недавняя премьера постановки «Пикник на обочине» по повести братьев Стругацких, творческий коллектив во главе с режиссером Виктором Мартыновым очень уверенно подчиняет себе новые формы и смыслы.

Спектакль, увенчавший сотню созданных в театре постановок, наверняка должен быть особенным. И он действительно таков: жанр, атмосфера, тема, выдвигаемая режиссером в диалоге со зрителем, актерская игра – все это придает ему определенный шарм. Некоторые элементы роднят «Пикник на обочине» с другими знаковыми спектаклями «Дилижанса»: мрачно-фантастический дух и герои-мутанты были в другой работе Виктора Мартынова – «Кысь». А передачу на экране сквозной сюжетной линии можно было наблюдать в постановке Евгения Зимина «Преступление и наказание».

Этот спектакль устроен так, что даже малознакомый с первоисточником зритель поймет, о чем он. Просмотр может стать хорошим поводом прочесть книгу, ведь важно понимать, что постановка создана по мотивам сюжета Стругацких. Зона, которая также оживлена, открывает публике предысторию, показывая ее как видения.

Смысловое ядро спектакля многогранно: нравственные противоречия поступков главного героя – рыжего Рэдрика Шухарта – переплетаются с вопросом о ценности человеческой жизни. Но здесь интересна и суть персонажа, которую он теряет постепенно, достигая своеобразного эффекта домино. Вновь ступив на сталкерскую дорожку, герой Петра Зубарева заставляет страдать близких, не оправдывает своих возвышенных намерений. Ключевой персонаж не всегда положительный, даже если делает все ради семьи. Он ведь еще и не знает, чего пожелать у заветного Золотого шара. И от этого он кажется внутренне запутанным и в то же время пустым.

Как бы ни было грустно признать, но Шухарт даже при всех его возможных достоинствах не герой. Его образ можно назвать собирательным, ведь сколько на свете существует людей, подобных ему! Если бы это было не так, то, возможно, внеземной разум не стал бы оставлять мусор на нашей планете, а сам бы угостил нас своими припасами. Человечество в лице одного персонажа имеет все, чтобы стать лучше, следует своей природе, статусу или профессии и все же себя предает – такова трагедия людской цивилизации. И все же сталкер загадал желание Золотому шару. На его исполнение намекает финальное явление героев в белых одеждах.

У спектакля яркий актерский состав: помимо Петра Зубарева, Ирины Храмковой, Олега Андюшкина и Константина Федосеева на сцене появляется и Рустам Фазулов – его нечасто можно увидеть на подмостках. В постановке задействовано и почти все молодое поколение артистов «Дилижанса». Одну из самых громких и показательных ролей исполнила Татьяна Сундукова. Актриса воплотила дочку Рэда, очень живо и пронзительно передав обезьянью натуру героини. Ее коллега Ирина Шугаева в этот раз не выходила на сцену, зато ее творения, наравне со светом, подчеркнули мрак и опасность зоны посещения – артистка выступила художником по костюмам.

Изучить следы таинственного инопланетного «пикника» земной человек сможет лишь тогда, когда разберется в себе. Станет чуточку духовнее и душевнее, поработает не только над научными открытиями, но и над самим собой. Быть может, тогда Земля перестанет быть обочиной, усеянной пустышками.

Справка

Сценическое пространство художник Ольга Зарубина оформила в постапокалиптическом стиле – оголенные остатки кирпичных стен свисают по обе стороны кулис. Справа стоит удивительного вида таксофон. В спектакле используется относительно немного реквизита, преимущественно крупного и тяжелого, – в основном это мебель.

Ульяна Колмогорова

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы