«Ученики меня заряжают»: лучший учитель Самарской губернии рассказал, как работается молодому педагогу в современной российской школе

С 20 сентября по 5 октября в гимназии имени Примакова Московской области 90 лучших педагогов страны встретились в финале Всероссийского конкурса «Учитель года России». Самарскую область представлял Артем Степанов, преподаватель истории и обществознания МБУ «Школа № 93» города Тольятти. Неделю назад он вернулся к работе, а на днях побывал в гостях у «ПС».

– Как вам Москва и Московская область?

– Отлично! Организация на высшем уровне. Интересное общение с коллегами-­педагогами, которые приехали со всей России и делились опытом. Очень увлекательно было следить за ходом их уроков.

Две недели мы находились в гимназии имени Примакова и фактически никуда оттуда не выходили: было полное погружение в педагогику. Чистое, открытое общение между конкурсантами. Здесь даже не шло речи о каком­-то соперничестве. Все мы понимали, что каждый приехал показать свой опыт и передать его другим педагогам.

– Соцсети после объявления победителей поспешили назвать его «политическим». Среди победителей – учитель русского языка посольства РФ в Иране, учитель из Луганской области, учитель с Кавказа… У вас не было такого впечатления? Или это действительно были лучшие? Не было обидно в какой-­то момент?

– Всегда обидно, когда проигрываешь, но, пообщавшись с коллегами, я пришел к выводу, что все мы – 90 финалистов конкурса – победители. Пришло осознание – мы одна большая российская команда. Конкурсанты не ставят себе целью победить чего бы это ни стоило, это все­-таки не спорт. Мы друг другу помогали. Мы друг с другом репетировали, подсказывали, где и что можно исправить. Была атмосфера сотрудничества.

О вмешательстве политики я даже не думал. Тут нужно посмотреть уроки всех конкурсантов, а у меня такого времени не было. Я посмотрел только тех, кто вошел в «пятнашку» (15 лучших. – Прим ред.). Урок литературы Андрея Журбина из Астраханской области и английского языка Бэллы из Чечни. Они все достойны стать победителями. Я восхищен их подачей материала, их взаимодействием с детьми. Как только найду время, постараюсь посмотреть уроки всех участников конкурса: они есть в открытом доступе.

– А судьи кто? Вроде бы было голосование в соцсетях?

– Это приз зрительских симпатий. Судили преподаватели из вузов, также каждый год в жюри добавляются абсолютные победители предыдущих лет. Были победители 1993, 1998 годов и так далее. Начали приглашать и лауреатов конкурса. В оценке работы учителя на конкурсе преобладает гуманный подход к ученикам, некое понимание их мыслей.

– То есть учителя в стране есть?

– Это совершенно точно! И они молодые. У нас средний возраст участников Всероссийского конкурса – 35 лет. Профессия начинает молодеть.

– И насколько она престижна? Вам повезло или вас угораздило?

– И то и другое. Я в 11­-м классе не планировал поступать на педагога, я планировал стать юристом. Ничего оригинального. Но иногда происходят какие­-то вещи, с некой долей мистики даже, которые иначе как судьбоносными не назовешь. Вот так я выбрал этот путь, учась на 1­3-­м курсах ТГУ.

В университете шикарные преподаватели. Педагоги, которые работают на кафедре истории, очень интересно преподносят материал, открывают новые подходы к науке. Я всем своим ученикам советую поступать на историка. Поле для творчества огромное! Так что любовь к истории мне привили на кафедре истории ТГУ, а любовь к педагогике – преподаватели кафедры психологии и педагогики. Сейчас я на эту же кафедру поступаю в аспирантуру.

– За победу в региональном конкурсе вы получили ключи от легковой машины. Что это за модель?

– Не знаю, как в других областях, но в Самарской уже с давних времен за победу в региональном конкурсе «Учитель года» дарят машины. Раньше это были «Калины», а мне дали «Ладу Гранту» 2023 года выпуска.

– А права у вас есть?

– У меня раньше был «Форд Фокус». Я его продал, теперь езжу на «Гранте».

– Вы оставили «Ладу» из патриотических чувств?

– Я очень спокойно отношусь к материальным вещам. Да, в «Форде» был не кондиционер, а климат-­контроль. Чуть-­чуть по-комфортнее. Но главная задача машины для меня – это способ передвижения из точки А в точку Б, и на большее я не претендую. Отличная машина, можно пользоваться! И еще одна причина, почему я продал предыдущую машину: «Гранта» – некий символ доверия педагогического сообщества ко мне, и с этим символом я, наверное, не расстанусь никогда.

Я видел новую «Ладу Весту», там внедрили «Алису», «Яндекс». Это очень круто! И я очень рад, что ВАЗ сейчас делает такие вещи, которые казались ранее невозможными.

– Вы работаете в школе пятый год. Как вам удается сохранять позитивную и энергетику? Обычно опытные педагоги более строгие и жесткие. А вы вот производите впечатление мягкого человека.

– Я думаю, что дети так бы не сказали.

– Проверяли вас на стойкость?

– Проверяли. Но решили, что лучше больше так не делать.

А на первый вопрос – почему такой активный, заряженный – ответ банальный: потому что дети такие. Ученики меня заряжают. Я думаю, что вряд ли со временем я смогу превратиться в скучного педагога. Одна из причин тому, почему я участвую в конкурсах, – педагог должен быть примером для своих детей. Мои ученики также принимают участие в различных мероприятиях, и я всячески их поощряю и поддерживаю в этом. Среди моих учениц – победители областного конкурса «Взлет», они пишут фактически диссертацию. Одна девочка вывела способ выделения муцина из улиток и создала увлажняющий крем для рук с муцином. А один мальчик сделал собственный сайт, и сейчас мы с ним работаем над его совершенствованием. Говорят, что шахматы – одна из полезнейших игр, и ребенок сейчас в процессе создания сайта для онлайн-­игры в шахматы.

– Сегодня многие говорят, что дети становятся зависимыми от гаджетов. Пример из  жизни: педагог ведет урок, а один из учеников полностью ее игнорирует, играя в своем телефоне. Учительница сделала ему замечание, но одноклассники приняли его сторону: дескать, он же не мешает – пусть себе играет. Урок превратился в диспут. Точка зрения учителя: если ребенку неинтересно на уроке, пусть не сидит зря в классе. Точка зрения детей: если тихо, то можно и поиграть, поскольку ходить в школу заставляют родители… Как бы вы поступили?

– У меня была подобная ситуация. Это было на моем втором году работы в школе, мы тогда разбирали внутреннюю политику Петра I. И тут множество способов, как педагог может поступить: может выгнать, может отобрать телефон… Но тут просто неинтересно ребенку – надо понять, как вызвать его интерес.

В финале областного конкурса подружились с Рафаэлем Файрушиным. Он перекладывал на своих уроках физику на реальную жизнь: включал фрагменты различных передач, которые интересны детям, и пытался разобраться – правда там показана или нет. В наших силах повернуть интерес учеников к тем направлениям, которые они проходят по программе.

У меня был пример. В 8­-м классе был мальчик­-двоечник. Он сидел на последней парте, на уроках не работал. Мне все говорили: не парься – это двоечник, ничего с ним не сделаешь. А я всегда за диалог, если даже ребенок говорит что­-то неправильное, ведь вместе мы сможем найти истину. Уже через четверть он пересел на первую парту, прямо напротив меня, и со следующей четверти у него стали появляться пятерки. Было очень приятно. Жаль, что он ушел после окончания 9-­го класса в технический колледж.

– А вообще какие классы вы ведете?

– Десятый в этом году взял, один класс. А так седьмые, восьмые, девятые,

– То есть до современной истории вы не доходите?

– Когда я был классным руководителем, доходили практически до всех тем на уроках «Разговоры о важном»: и о спецоперации, и об импортозамещении в России. На классном руководителе сейчас лежит огромная ответственность по воспитанию детей. Потому что дети сейчас, находясь в огромном информационном потоке, стали более разноплановыми и погруженными в различные темы. Больше, чем предыдущие поколения. Потому что им буквально нужно пару раз кликнуть по клавиатуре – и у них информация есть. Но направить их интерес в нужное русло как раз и должны педагоги. Например, по теме специальной военной операции мы с детьми очень много разговаривали. Потому что мы понимаем, что идет информационная война, а дети зачастую принимают позиции блогеров, которые могут быть не совсем правдивы. И вот новый учебник, который вышел, теперь нам в помощь.

– Вы предваряете мой вопрос о новом учебнике и новой программе по истории, которая будет едина для всех средних образовательных учреждений России.

– С развалом Советского Союза учебников по истории стало огромное количество, и все они были разноплановые. Сейчас происходит создание единой образовательной среды. Это абсолютно позитивное явление.

Сам учебник очень интересно построен. В каждом разделе проводятся параллели, как было в России – как было в мире, как взаимосвязаны эти события. Убрана «вода». Количество страниц осталось прежним, но содержание – чисто факты и сноски с интересными дополнениями. В этот учебник уже включены задания по формату ЕГЭ, чтобы с 10-­го класса ребята к ним уже привыкали, и различные рекомендации: что можно почитать из научной литературы, какие фильмы посмотреть (исторические, художественные). Там есть даже Q­коды, на которые потом камеру наводят дома и смотрят себе фильм. Это удобно. Мы сейчас с детьми изучаем тему «Восстание декабристов». И мы понимаем, что фильмы, литература немного противоречат историческим фактам, это нормально. Вот например, мои ученики посмотрели фильм «Союз спасения». Шикарный фильм – с художественной точки зрения, но с исторической есть некоторые недочеты, и мы с детьми, играя в экспертов, старались находить в нем исторические ошибки. Очень важно погрузиться в ту эпоху, понять, чем и как люди жили, и с точки зрения экспертов оценить. Для подростков очень важно, что учитель считается с их мнением.

– У вас остается время на общение с детьми вне класса?

– У меня сейчас относительно мало часов нагрузки. В прошлом году было 36. Мы сейчас с вами сидим в медиа-студии, я ведь еще и заведующий школьным пресс-­центром. Мы снимаем видео, участвуем в конкурсах. В 2022 году победили во всероссийском конкурсе. И классное руководство у меня было. Я часто до 8­-9 часов вечера задерживался на работе. Плюс в своих профессиональных конкурсах принимал участие.

– А вы, простите, как деньги зарабатываете, если у вас уроков стало меньше? Репетиторством занимаетесь?

– Я не принимаю репетиторство, мне это кажется немножко странным. Сейчас у меня на повестке дня университет и немножко другие цели: поступить в аспирантуру, написать кандидатскую, и дальше я уже буду отталкиваться от того, что заработаю за эти два года.

– А вообще, в школе сейчас можно заработать?

– Я детям всегда говорю, что важно быть активным, участвовать в конкурсах, в различных проектах. Пусть не всегда сразу, но рано или поздно получиться. Например, мы с детьми помогали писать проект нашим партнерам – Фонду имени Семизорова. Выиграли грант и реализовали проект. Мы занимались площадкой, с помощью которой дети узнали всё о подвиге работников Куйбышевгидростроя, которые построили химические предприятия, университет, школы, и рассказывали обо всем этом в школах. Очень много простора для творчества! Себя можно зарекомендовать и реализовать в разных сферах и видах деятельности. То есть работа в школе не ограничивается только проведением уроков. Стандарты сейчас стали намного выше, чем раньше. И в Год педагога и наставника очень много мероприятий, которые повышают престиж профессии. Много конкурсов, через которые учитель может реализоваться и получить финансовое стимулирование. Это тоже очень важно.

– Кем вы себя видите лет через пять?

– Хотелось бы двигаться по карьерной лестнице в образовании.

– А вообще в вашей школе много мужчин?

– Из 80 педагогов около десяти.

– Почему мужчины не идут в школу?

– Даже не знаю. Я пошел и очень рад. Но у меня очень мало друзей и знакомых, которые занялись педагогикой. У меня в университете на бакалавриате из 25 студентов половина были мужчины, но только 2­3 из них пошли в профессию. Это как раз вопрос активности.

Людмила Кислицина

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы