Там, где свобода, нет любви

Как рождается шестое чувство, тольяттинским зрителям рассказал МДТ в спектакле «Эти свободные бабочки».

Фото Вячеслава Смирнова.

Что такое шестое чувство? Когда оно возникает? Как его распознать? Такие вопросы задает зрителю Олег Ринге – режиссер спектакля «Эти свободные бабочки». Новое воплощение пьесы американского драматурга Леонарда Герша на сцене Молодежного драматического театра стало откровением о природе глубоких человеческих душевных связей.

В жизни мы часто находим счастье в человеке, который оказывается рядом. Это может быть близкий друг или даже сосед. Так случилось и у героев постановки – Дональда Бейкера (Илья Дрозденко) и Джил Тэннер (Полина Русяева). Они оба недавно заселились в дом на Манхэттене, и теперь их разделяет одна лишь дверь.

Такие разные

Парень и девушка неслучайно оказываются в едином пространстве. Персонажи, обособленные от внешнего мира, создают собственный. Свободный от родительского влияния и общественного мнения.

Это ярко подчеркивает самобытная сценография: со стен на героев и зрителей смотрят портреты рок-музыкантов. Стол в квартире парня есть не что иное, как ванна, накрытая фанеркой. А кровать расположена так высоко, что добраться до нее можно только по лестнице. Мир квартиры, в которой ранее проживал молодой хиппи, а теперь живет Дональд, наполнен красками, однако их новый жилец не способен их увидеть. Он слепой.

Публика, как и Джил, не сразу это понимает, но ясно одно – болезнь совсем не мешает юноше ходить в магазин, аккуратно раскладывать вещи, варить кофе и писать музыку. Дон прекрасно ориентируется в пространстве и чувствует присутствие людей. На первый взгляд, Джил воспринимается как его противоположность. Но ее особенность – нравственная слепота. Девушка по легкомыслию вступила в недолгий брак и, по собственному признанию, никогда по-настоящему не любила. И все же, как и Дон, она искренна. Последнее качество наряду с взаимным восхищением помогает героям сблизиться.

Пора взрослеть

Эта история не только о любви. Она еще и о взрослении. На примере Дона зритель, особенно юный, возможно, увидит, что для того, чтобы стать старше, не достаточно начать грубить маме, съехать из отчего дома, отказаться от детского прозвища. Для этого необходимо научиться достойно принимать на себя удары судьбы. А вот Джил должна воспитать в себе то самое шестое чувство, тем более что для этого у нее все есть: она почти по-детски непосредственна, добра, способна увидеть прекрасное даже во внешне несовершенном человеке. Только тогда она познает любовь. И поймет, что это вовсе не эмоциональный всплеск, а уважение к любимому, желание становиться лучше и делать его и себя счастливыми.

Выходит, как долго бы ты ни оставался раскрепощенным пацифистом, жизнь тебя все равно побьет. И даже этих свободных бабочек земля притянет к себе. Они, конечно, легки, красивы, не обременены умом, и при этом век их очень и очень краток. Чтобы изначально подобные этим крылатым созданиям персонажи смогли прожить долгую жизнь, им предстоит обрасти обязательствами друг перед другом. Эту мысль усиливает и изображение на стене лидера The Doors Джима Моррисона. Как бы ни была удивительна и даже красива история любви фронтмена с Памелой Курсон, во многом именно образ жизни влиял на здоровье их отношений и привел влюбленных в знаменитый «Клуб 27».

Музыкальное оформление выбрано под стать визуальному: в постановке звучат композиции Aerosmith и Джимми Хендрикса.

Важное место в сюжете занимает мать Дональда, которая предстает изначально как чопорная женщина, чрезмерно опекающая незрячего сына. Однако мама юноши олицетворяет своеобразного проводника в мир детства, где мальчик был надежно защищен от «ужасов» наружной среды. Миссис Бейкер (Елена Никитина) любит Дона как умеет и до последнего оберегает. Но именно она толкает его на путь дальнейшего развития, напоминая юноше, что он должен «победить мрак». Мама верит в него и отпускает сына в тот момент, когда он готов сделать символический шаг назад и сдаться.

Миссис Бейкер также говорит голосом нравственности. Диалоги в спектакле откровенны, герои не стесняются обсуждать и упоминать явления, о которых не принято говорить вслух в обществе с традиционными ценностями. И потому возрастной ценз 16+ вполне оправдан. Героиня как бы напоминает публике, что не все в нашей жизни должно становиться зрелищем и что зритель обязан уважать себя.

Актеры демонстрируют широкий диапазон игры – от снисхождения до истерики, тем самым полноценно проживая внутреннюю трансформацию своих персонажей.

Сюжет спектакля напоминает прочтение одной из ранних песен Цоя – где лирический герой слеп, но видит свою музу. А она его слышит, понимает и смотрит на Млечный Путь. У них мало что есть, но они есть. И этим они сильны.

Ульяна Колмогорова

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы