Этот проект с каждым днем прирастает единомышленниками. Ведь в последнее время тренд на пешие прогулки в родных местах набирает обороты. Например, прогулка «Сороконожка» этой осенью оправила в леса и поля уже 400 участников.
«ПС» уже писала о региональном проекте «Путь реки», повторяющем все извивы русла Волги на Самарской луке. Тогда волонтеры из Самары приезжали с лекцией о своем детище и показывали захватывающий и довольно длинный документальный фильм, наполненный историями людей, живущих на маршруте, лесной магией, ночными кострами и незабываемыми пейзажами. На сей раз организаторы проекта Татьяна Суркова и Петр Якубсон стали проводниками для журналистов, участвовавших в середине осени в экотуре, организованном ООО «Тольяттикаучук».
Татьяна занимается проектами развития территорий, в основном общественными, у нее хорошо получается организовывать людей. Петр – исследователь, путешественник, спелеолог; он разработал сам маршрут, так как давно изучает Самарскую луку. Создатели кругового пешего пути охотно рассказали, как все начиналось, и провели представителей СМИ по одному из участков тропы.
– Проекту уже три года. Как он был придуман?
Т. С.: В январе 2022 года мы как-то встретились с Петром и стали размышлять: вот есть у нас водная кругосветка, знаменитый бренд, а почему нет пешей? Мы просто оба любим ходить в походы, были в разных местах и понимаем, что на Самаркой луке как будто бы все условия для этого есть. Просто не хватает базовых вещей – направить туриста, показать: где можно ходить, а где нельзя. И это можно сделать простыми средствами при помощи бело-красно-белой разметки (это международный стандарт). Этими цветами размечены и на Кавказе тропы, и на Урале. Это какие-то столбики, указатели и понятные костровые места, где они не организованы капитально, но хотя бы обложены камнями.
– Это и туристу помогает, и минимизирует природный ущерб?
П. Я.: Да. Мы сразу стали работать с национальным парком, и он нас поддержал. Наша тропа по своему принципу круговая – вокруг всей Самарской луки. Как и Жигулевская кругосветка, проходит через интересные места, через села, через точки входа на луку – пристани, остановки автобусов. Все сделано так, что даже человек с минимальной подготовкой мог бы начать путешествовать. Пусть одним днем – необязательно весь круг ходить. Начинается все с малого. Наша задача – показать красоту нашего края людям, которые боятся даже выйти за дверь.
– На каком этапе сейчас находится проект?
Т. С.: В 2022 году мы сами прошли весь этот предполагаемый трек, изначально он был чуть-чуть другой. Было несколько экспедиций. Когда мы об этой идее объявили в социальной сети («ВКонтакте». – Прим. авт.), сразу обрели очень много сторонников. За эти три года больше 250 человек поучаствовало в проекте, мы познакомились с множеством классных людей, это теперь наши хорошие друзья. Все это волонтерская история. Мы исследовали трек и в прошлом году замаркировали и открыли участок от Вислого камня до Ширяево. И здесь можно ходить, вообще не вынимая телефон, – все весьма наглядно. Наша задача и в том, чтобы люди отдыхали от гаджетов. Это и мой личный запрос. В этом году мы делаем разметку от Ширяево до Яблоневого оврага, она уже есть, но там еще много пробелов, поэтому мы этот участок не открываем и карту еще не выкладываем.
– Есть такой запрос в некоторых местах – протоптать тропу физически. В этом проекте есть такое?
П. Я.: У нас нет такого, что надо что-то топтать: все эти тропки давно существуют. Есть места, где надо немного ветки порубить, чтобы дорога была удобнее. Разумеется, все согласовано с национальным парком.
Т. С.: Мы еще в этом году укрепили козью тропу между Ширяево и Гавриловой поляной. Это бывшая дорога каменотесов, очень популярный веломаршрут. Тропа со временем осыпалась, и все с нее «слетали». У нас в команде есть человек, который на Байкале строил тропы 20 лет назад. И мы природными методами все это выкладывали камнями, бревна использовали, землей присыпали – в общем, расширили этот участок.
– В следующем году сможете замкнуть этот круг?
Т.С: Да. Но работы еще много. Полное обустройство тропы займет еще 2-3 года. В частности, километраж на столбиках, чтобы человек знал, где он находится и сколько еще ему идти (до Ширяево 2 км, например).
– А заблудиться на тропе вообще можно?
П. Я.: Бывают таланты! (Все дружно смеются. – Прим авт.)
– Сколько времени может занять весь путь?
П. Я.: Возможно, 10 дней или больше, все зависит от опытности туристов. Вся тропа – это 320-330 км, со всеми подходами от пристани, радиальными выходами и т. д. Как и прежде, любой может присоединиться к нам. В группе мы выкладываем график походов. Работа простая: маркировка, создание полотна тропы, столярные работы – каждый выбирает что по силам.
Через месяц после этой встречи у проекта заработал долгожданный сайт, который появился благодаря тому, что волонтеры (с четвертой попытки!) выиграли президентский грант. На сайте много информации: где набрать воды, где взять продукты, как доехать в любую точку тропы, какие достопримечательности есть на маршруте, где организовать ночлег, что означат маркировка тропы и т. д. Вся базовая и сверхполезная информация для туристов – на сайте проекта followthevolga.ru.
«ПС» будет и дальше следить за развитием этой инициативы, созданной, как говорят ее авторы, «просто горожанами».
Кстати
«Путь реки» – это пеший маршрут по Самарской луке длиной 330 км. Он следует за Волгой, повторяя ее причудливый изгиб. Идея родилась из желания сделать природу Самарской луки ближе. Сделать возможным находиться в ней, наблюдать, безопасно отдыхать, не нарушая при этом первозданной красоты. Это тропы, маркировка, указатели, регламентированные места отдыха. Это минимальные вмешательства в природу, которые позволят направить потоки туристов, снизить антропогенную нагрузку и при этом сохранить первозданную красоту.