В последнее время упаковки продуктов на полках российских магазинов начали стремительно «худеть». Там, где вчера стоял килограмм сахара, сегодня по той же цене оказался пакет весом всего в 900 г. Сегодня покупателя не удивишь бутылкой молока в 870 мл вместо литра или пивом в 400 мл против полновесных пол-литра. Даже традиционная стограммовая плитка шоколада сперва потеряла 10 г, а потом лишилась где пять, а где и семь. 82 г шоколада нынче обычное дело. Упаковка по размеру та же, а продукта существенно меньше.

Играют на невнимательности
Такие манипуляции с весом продукции придумали американские маркетологи еще в 70-х годах прошлого века. Играют на покупательских привычках и психологии. Каждый из нас, выбирая излюбленный продукт, в первую очередь смотрит на ценник, а потом уже на остальные характеристики продукта: дату изготовления, состав и вес. Уменьшается размер упаковки, снижается и цена; правда, потребитель не всегда быстро замечает это, покупаясь на низкую цену. Упаковка осталась прежней, а вес сократился.
Для таких манипуляций производителей даже придумали специальное название – смешное слово «шринкфляция», от английского термина shrink (сжиматься). Обманом такой маркетинговый ход не назовешь, ведь на пачке, банке, бутылке пусть и мелкими буквами, но все же указан верный вес покупки. Но почему-то, разгружая дома пакеты с такими «ужатыми» приобретениями, возникает стойкое ощущение, что тебя обманули. От этой напасти страдают не только российские потребители. Так маркетологи развлекаются по всему миру. Однако в последнее время это явление приобрело в нашей стране столь массовый характер, что этим озаботились даже депутаты.
Усушка-утруска
Сперва в Госдуму поступил законопроект «О честной цене», в котором предлагалось обязать магазины в обязательном порядке указывать на ценниках не только стоимость товара, но и цену продукта за целую общепринятую единицу измерения, будь то килограмм или литр. Делаться это должно, чтобы покупателю было проще ориентироваться в ценах и сравнивать их. Однако это законотворческое предложение не поддержал Минпромторг.
В июле нынешнего года заместитель председателя Госдумы, один из авторов инициативы «честной цены» Борис Чернышов совершил рейд по 122 московским точкам, где были сделаны закупки молочной продукции. Такая анонимная закупка наглядно продемонстрировала глобальные масштабы шринкфляции. Выяснилось, что 87% ассортимента молочки в столичных супермаркетах продаются в упаковках объемом 925-950 мл, при этом тара визуально не отличима от «честного» литра молока или кефира других производителей, сообщил политик.
Он отметил, что крупы, которые составляют основу потребительской корзины (гречка, рис, пшено, овсяные хлопья) расфасованы в пачки по 450 и 900 г вместо привычных 500 г и 1 кг в 97% случаев, при этом вес и объем товара указан несопоставимо мелким шрифтом, по сравнению с ценой.
Прокурор смог
Однако 24 октября 2023 года по инициативе Генпрокуратуры России внесены корректировки в «ГОСТ 8.579-2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте».
Теперь производители сливочного и подсолнечного масел, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара. Например, по новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по 500, 1000, 2000 г, молоко – 200, 250, 500, 1000, 2000 мл. Минпромторг России и Минсельхоз России пообещали оказать содействие по внедрению на практике соответствующих требований «с соблюдением баланса интересов всех участников торговых правоотношений», говорится в официальном сообщении Генпрокуратуры.
При этом стоит обратить внимание, что эти требования касаются лишь тех производителей, которые выпускают свою продукцию по ГОСТу. Однако ничто не мешает им выпускать продукцию по техническим условиям (ТУ). И в этом случае вес продукта в упаковке может быть на усмотрение руководства торговой марки. Главное – чтобы товар соответствовал регламенту Таможенного союза о безопасности пищевой продукции.
Справка
Шринкфляция – популярный маркетинговый ход, направленный на уменьшение издержек производителя. В упаковке уменьшается вес продукта, при этом цена остается без изменений. Термин образовался от английского слова shrink – сжиматься.