Мы ищем то, что другие не видят

Свой профессиональный праздник 1 марта отмечают эксперты-криминалисты.

В экспертно-криминалистическом отделе УМВД России по г. Тольятти работают 70 специалистов различного профиля.

В этом году экспертно-криминалистическая служба празднует свое 105-летие, ведь создана она была 1 марта 1919 года. Кабинет судебной экспертизы при Центророзыске НКВД РСФСР стал первым экспертным учреждением органов внутренних дел Советской России.

Для обывателя работа этих специалистов обычно не находится на виду. Мы судим о деятельности криминалистов все больше по детективам да сериалам, в которых на месте любого преступления обязательно появляется загадочный персонаж с чемоданчиком, который по закатившейся под кровать пуговице может определить какой цвет глаз у преступника.

Как же на самом деле работают криминалисты, в преддверии праздника поведал «ПС» заместитель начальника экспертно-криминалистического отдела УМВД России по городу Тольятти подполковник полиции Павел Феденко.

– Павел Валерьевич, расскажите нашим читателям, в чем заключается работа эксперта-криминалиста?

– Если говорить чисто обывательски, то мы следопыты. Только обычно они ищут в лесу следы зверей, а мы специализируемся на следах преступников. Но не просто преступников, а конкретного человека, совершившего противоправное действие. Наша задача – по ряду признаков произвести идентификацию.

Да, наши эксперты вместе с бригадой выезжают на место преступления. Проводят большую работу: фотографируют, составляют описания, изымают улики. Рассмотрим рабочую ситуацию – кража из магазина. Через этот магазин ежедневно проходят тысяча человек, и каждый оставляет следы. Эксперт благодаря своим навыкам должен выделить из всей массы следы преступника. Восстановить картину событий на месте происшествия. Это значительный объем работы, на поверхности лежит лишь малая часть.

Второй большой блок – это производство экспертиз. И экспертизы – это не только проведение анализа крови или дактилоскопия. В нашем отделе три отделения. У каждого своя специализация: бухгалтерские экспертизы, криминалистические и отделение специальных исследований. В последнем работают химики, автотехники, пожаротехники, фоноскописты (специалисты, проводящие исследование звуковых следов и идентификацию человека по голосу) и другие. Всего в нашем отделе трудятся 70 специалистов различного профиля.

– А как можно стать экспертом-криминалистом?

– Путей в эту профессию несколько. Самый прямой – получение профильного образования через вуз МВД. У нас ряд учебных заведений готовят экспертов-криминалистов. Здесь изучают, как правило, традиционные криминалистические направления: дактилоскопию, баллистику, изучение холодного оружия, почерковедческую экспертизу, технико-криминалистическую экспертизу документов, проведение портретной экспертизы. После получения диплома молодой специалист приезжает к нам в отдел.

Есть другой путь. В полицию приходит работать человек, который, имея высшее образование, как правило юридическое или техническое, хочет стать экспертом-криминалистом. И мы начинаем его готовить. Регулярно отправляем на обучение. После сдачи экзаменов по проведению каждого вида экспертиз он получает возможность работать самостоятельно. Все сотрудники отдела с определенной периодичностью проходят обучение и курсы повышения квалификации.

– На ваш взгляд, какими качествами и чертами характера должен обладать человек, чтобы стать хорошим экспертом-криминалистом.

– На сотрудников нашего отдела распространяются все требования, что и на других сотрудников полиции. Из личных качеств я бы выделил технический склад ума, чтобы смотреть исследуемые объекты с определенного ракурса. Работа наша требует внимания, усидчивости, начитанности. И хотя у каждого эксперта своя специализация, но в нашей профессии нужны знания в целом спектре наук: физике, химии, биологии, медицине, оптике, психологии, механике, даже лингвистике.

Например, в баллистике рассчитывается удельная кинетическая энергия пули. По формулам определяется скорость движения машины. Если мы возьмем химию, то тут отдельное направление – исследование наркотиков, спиртосодержащих составов, горюче-смазочных материалов.

Почерковедческая экспертиза традиционно считается в большей степени женским направлением, но это спорное утверждение. В данном направлении изучаются особенности посменно-двигательного аппарата человека. Как он меняется с возрастом или под воздействием каких-либо обстоятельств и факторов. На почерк могут оказать влияние даже перенесенные человеком болезни. Вот вы, например, берете ручку и пишете, не задумываясь, что вашими действиями управляет отнюдь не рука, а мозг. Если по каким-либо причинам человек теряет правую руку или из-за болезни не может держать в ней пишущий инструмент и начинает писать левой рукой, то через некоторое время происходят удивительные вещи. Его леворукий почерк становится похожим на его почерк, который ранее воспроизводился правой рукой. В криминалистике есть методики определения авторства по леворучному письму. Даже если злоумышленник, желая ввести в заблуждение, поменяет руку для написания текста, эта уловка не обманет специалиста.

– Многие наши читатели наверняка даже не знали, что среди экспертов-криминалистов есть и бухгалтеры.

– Эксперты-бухгалтеры проводят гигантские по объему экспертизы. Итоги их работы приносят коробками, мешками. Эти люди очень внимательны, въедливы, имеют огромные познания по вопросам документо-оборота, бухгалтерии, экономики. Установить движение потоков финансовых средств, которые проходили по счетам, – сложно. Надо уметь анализировать огромный объем данных.

– Кадров отделу хватает?

– Сегодня кадровый голод касается всех служб МВД. И у нас небольшой недостаток специалистов есть. Ищем людей, обучаем. Например, для того, чтобы стать экспертом-дактилоскопистом, человек должен досконально изучить все виды рисунков, особенности механизма оставления следов, формы следов. Кроме того, он должен знать, из чего состоит кожный покров человека, на каких участках рук какой рисунок. Для того чтобы сотрудник стал эффективно работать, нужна практика «в поле» не менее 3-4 месяцев. За новым сотрудником закрепляется опытный наставник. У нас не считается зазорным обращение за консультацией к коллегам.

– Эксперты всегда могут дать однозначный ответ на поставленные следствием вопросы?

– Нет двух одинаковых событий. Нет двух одинаковых осмотров. И не бывает двух одинаковых экспертиз. Не всегда от экспертизы требуются ответы «да» или «нет». Иногда звучит слово «вероятно». Рукописная запись могла быть выполнена данным человеком, но мы не можем быть уверены в этом на 100%. Нам не хватает частных признаков, которые позволяют вынести однозначный вердикт.

Обратимся вновь к дактилоскопии. Чтобы быть полностью уверенными, что некие отпечатки пальцев принадлежат конкретному человеку, должны объединиться определенное количество частных и общих признаков. Самое минимальное количество – 6 признаков (узор, форма и так далее).

– Почему 6 признаков?

– Такое количество исключает возможность повторения при нынешнем количестве всех людей на планете Земля. Если возьмем портретную экспертизу, то это не просто визуальное сопоставление изображений: мы взяли две фотографии, привели в одинаковый масштаб, выставили одинаковые ракурсы и сказали, один это человек или разные. Эксперты используют множество способов сравнения.

Стопроцентную идентификацию человека сегодня может дать только генетический анализ. Генетика сейчас выходит на очень серьезный уровень. По ДНК у нас экспертизу делают в Самаре в экспертно-криминалистическом центре ГУ МВД России по Самарской области. Нам дается 14 дней на производство экспертизы. Меньше всего времени требует дактилоскопия. Экспертизу почерка за три часа не сделаешь. Если брать бухгалтерские экспертизы, то сроки их проведения могут продлеваться и на месяц, и на три.

– В 2023 году самый большой рост среди общего количества преступлений дали кибермошенничества. Сетевые преступники следы для криминалистов оставляют?

– Сейчас очень серьезное развитие технологий и стали распространены дистанционные мошенничества. В нашем подразделении имеются эксперты по компьютерным экспертизам. Они разбираются и в программировании, и в функционировании различных программ. Принцип тот же, что и со следами на траве. Но здесь есть определенные сложности, потому что прямого контакта между преступником и потерпевшим не имеется, контакт происходит посредством телефонов. Отследить информационные потоки сложно. Такие преступления раскрываются очень длительно.

– Действительно ли эксперты могут восстановить информацию с компьютера, даже если она была удалена?

– Чудес в этой жизни не бывает. Но есть знания. Если мы понимаем законы, как сохраняется информация, то в некоторых случаях можем повернуть процессы вспять.

– Предположим, случился пожар. Как эксперты определяют, что ЧП произошло по причине поджога, а не от брошенного окурка?

– Это работа пожаротехнической экспертизы. Обычный человек на месте пожара ничего, кроме обуглившихся стен, не увидит. Если применить специальные знания, провести осмотр, замеры, то по следам мы можем узнать многое. Например, определить, где был очаг возгорания. Сравниваем очаг возгорания и расположение электропроводки. Если подозрения на поджог, то велика вероятность, что для этого использовали бензин или другую горючую жидкость: плеснули на пол, кинули спичку или окурок. Но ГСМ – это жидкость, она имеет свойства просачиваться в самые небольшие отверстия. Убираем верхнее покрытие на полу, берем пробы на анализ с нижнего слоя. Если в пробах обнаруживаются следы ГСМ, то, скорее всего, пожар случился из-за поджога. Просто преступникам не хватает знаний, которые имеются у наших специалистов.

Кстати

К традиционным криминалистическим экспертизам относятся автороведческая, почерковедческая, трасологическая, технико-криминалистическая экспертиза документов, баллистическая экспертиза и экспертиза холодного оружия. Но в последнее время активно развиваются также видеофонографическая, фототехническая, экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений, взрывотехническая криминалистические экспертизы.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы