Минпромторг уверяет, что реформа не затронет кошельки большинства автовладельцев, но ударит по серому импорту и мощным машинам люкс-класса. Главный принцип – чем мощнее двигатель, тем выше сбор.

Курс на справедливость
Министерство промышленности и торговли РФ подготовило проект постановления, который коренным образом меняет принципы расчета этого платежа для ввозимых в страну легковых автомобилей. Вместо существующей системы вводится двухкомпонентная формула: базовая ставка будет зависеть от типа и объема двигателя, а его мощность – влиять на повышающий коэффициент по прогрессивной шкале.
Цель нововведения, по словам чиновников, не увеличение фискальной нагрузки на рядовых граждан, а создание более справедливой и сбалансированной системы. Основной удар придется на мощные иномарки премиум-сегмента и на серый импорт, который, по данным ведомства, стал доминирующим на рынке. При этом для подавляющего большинства россиян, выбирающих автомобили с двигателем до 160 лошадиных сил, условия останутся прежними.
Два кита нового сбора
С 1 ноября 2025 года утильсбор для легковых автомобилей категории М1 будет рассчитываться по новой схеме. Она основана на двух ключевых параметрах двигателя – объеме и мощности. Базовая ставка определяется в зависимости от типа двигателя (бензиновый, дизельный) и его рабочего объема. Затем к этой ставке применяется повышающий коэффициент, который напрямую привязан к мощности силового агрегата. Шкала коэффициентов прогрессивная, то есть с ростом мощности платеж будет увеличиваться непропорционально сильно.
Этот подход, по мнению Минпромторга, более точно отражает реальную стоимость утилизации автомобиля. Современные высокотехнологичные двигатели, особенно в гибридных установках, могут иметь небольшой объем, но выдавать очень высокую мощность. Старая система, учитывавшая только объем, создавала для них необоснованные преференции.
Льготный порог – 160 «лошадей»
Ключевой элемент новой системы – сохранение льготных коэффициентов для физических лиц, ввозящих автомобили с мощностью двигателя до 160 л. с. Это главная мера, призванная обеспечить доступность самых массовых категорий транспорта.
Глава Минпромторга России Антон Алиханов неоднократно подчеркивал этот момент: «Предлагаемое решение не повлияет на доступность самых массовых категорий автомобилей». Он также уточнил конкретные цифры: «Мы предлагаем сохранить действие нашей меры поддержки – льготных коэффициентов – как раз для массовых машин с мощностью двигателя до 160 л. с., наиболее востребованных у населения. Сумма утильсбора для них останется той же – 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за автомобиль старше трех лет».
Выбор порога в 160 л. с. обусловлен структурой рынка. Как отмечает министр, многие популярные модели, такие как Kia K5, Toyota Camry или Geely Atlas, имеют модификации, укладывающиеся в этот лимит. Таким образом, у автолюбителей сохраняется широкий выбор.
Справка
Доля автомобилей с мощностью двигателя до 160 л. с. в российском автопарке превышает 80%. Именно на эту категорию и будут распространяться льготные коэффициенты при новом расчете утильсбора.
Ценовой вопрос
Один из главных страхов потребителей – что любое изменение утильсбора автоматически приведет к резкому подорожанию машин. Минпромторг категорически опровергает такие прогнозы, приводя в качестве аргументов официальную статистику и данные крупных дилеров.
Во-первых, реформа не затронет отечественные автомобили. «Корректировка утильсбора не повлияет на стоимость отечественных автомобилей, в том числе выпускаемых на перезапущенных площадках, поскольку российским автопроизводителям доступен комплекс мер государственной поддержки», – заявил Антон Алиханов.
Во-вторых, по словам министра, прямая зависимость между ставкой утильсбора и конечной ценой автомобиля отсутствует. На стоимость иномарок гораздо сильнее влияют курсы валют, логистические издержки и санкционное давление. В качестве примера он привел данные Росстата: после двух этапов индексации утильсбора в 2024-2025 годах средняя цена новой легковой иномарки выросла всего на 1,85%, что ниже уровня инфляции. Более того, по данным дилерских сетей «Рольф» и «Авилон», цены на некоторые популярные модели (Belgee, Exeed, Omoda) за год и вовсе снизились на 8-17%.
Удар по люксу
Если для массового рынка изменения будут незаметны, то для двух других сегментов последствия окажутся существенными. Речь идет о мощных автомобилях премиум-класса и о схемах серого импорта.
Согласно проекту, к 2030 году максимальная сумма утильсбора для некоторых иномарок может достигать 10 млн рублей. Речь идет о подержанных автомобилях старше трех лет с двигателем более 3,5 л и мощностью свыше 500 л. с. В эту категорию попадают, например, Mercedes-Benz G-Class, Rolls-Royce, Bentley Continental GT и Cadillac Escalade. «Это в основном автомобили люкс-сегмента. Такие модели потребители однозначно не рассматривают просто как средство передвижения», – прокомментировал Антон Алиханов.
Но главная цель нововведения даже не они, а борьба с серым импортом. Министр привел красноречивую статистику: если в августе 2024 года доля ввоза частными лицами составляла 36% от общего импорта новых авто, то в августе 2025 года этот показатель вырос до 72%. «Это показатель прямого перехода рынка в серый, нецивилизованный сегмент, в котором участники процесса также пренебрегают уплатой положенных налоговых платежей, являясь, по сути, полноценными коммерческими игроками», – констатировал глава Минпромторга.
Новый расчет, устраняющий искусственные преимущества для частного ввоза массовых машин, призван вернуть рынок в правовое поле и стимулировать покупки через официальных дилеров, что гарантирует сервис, наличие запчастей и безопасность.
Сохранение доступности
Отдельное внимание в интервью было уделено вопросам жителей сельских и отдаленных регионов, где часто используются автомобили повышенной проходимости, а также рынку подержанных автомобилей.
На опасения о дискриминации жителей Сибири, Северного Кавказа, Арктики и Дальнего Востока министр ответил, что в этих регионах традиционно сильны позиции отечественного автопрома. В топе продаж – российские LADA, УАЗ, Haval Jolion (сборка в РФ), которые либо подпадают под льготу, либо не облагаются утильсбором вовсе как отечественная продукция. Для праворульных автомобилей, популярных на Дальнем Востоке, статистика также утешительна: 87% из них имеют мощность до 160 л. с., а значит, остаются в льготной категории.
Рынок подержанных автомобилей также не должен пострадать от шока. Проект не имеет обратной силы и не касается машин, уже находящихся в эксплуатации в России. Более того, львиная доля подержанных иномарок (свыше 80%) – это модели мощностью до 160 л. с., для которых льгота сохранится.
Реформа без паники
Планируемая реформа утилизационного сбора – это не просто фискальная мера, а стратегический шаг по переформатированию российского авторынка, заверяет министр. Ее цели – борьба с теневым импортом, стимулирование покупок через официальных дилеров и создание более справедливой системы, где основная нагрузка ляжет на владельцев мощных и дорогих автомобилей, не являющихся средством первой необходимости.
Кстати
Для тех, кто уже планирует ввоз автомобиля, но не успеет оформить все документы до 1 ноября 2025 года, предусмотрен переходный период. Новые правила не будут иметь обратной силы. Если утильсбор был оплачен по старым нормативам, беспокоиться не о чем.






