Ближе не нашлось: представители Узбекистана рассказали о том, какие специалисты потребовались АВТОВАЗу

В конце прошлой недели Тольятти взбудоражила новость, что на АВТОВАЗ в организованном порядке приедут работать полтысячи узбекских рабочих. Скорое прибытие таких гостей вызвало много вопросов как у заводчан, так и у остальных жителей города.

Многие еще помнят печальный опыт работы на вазовском конвейере сотен вьетнамских рабочих, которые стремились не столько к трудовым подвигам, сколько к скупке товаров первой необходимости в советских магазинах, кражам электросчетчиков в городских подъездах и торговле джинсами-самострогами на местных рынках. С 1983 года горожане старались обходить стороной третье комплексное общежитие, куда поселили вьетнамцев. Там была своя жизнь, своя атмосфера, свои законы, мастерские по пошиву востребованного ширпотреба и даже бордели. Нового появления в городе этнического, на сей раз среднеазиатского, анклава тольяттинцы не хотят.

Без подробностей

Журналисты газеты «Площадь СВОБОДЫ» попытались выяснить в пресс-центре АВТОВАЗа, на каких условиях приедут узбеки в Тольятти, где будут работать на заводе, хватит ли у них навыков, чтобы собирать «Лады», где эти люди будут жить. И не случится ли так, что через месяц-другой вслед за «кормильцами» в город подтянутся их многочисленные семьи. Соответствующий запрос был направлен на имя президента АО «АВТОВАЗ» Максима Соколова.

Однако руководитель пресс-службы компании Сергей Ильинский не стал утруждаться содержательным ответом, вернув по традиции формальную отписку следующего содержания:

«АВТОВАЗ ведет активную работу по привлечению рабочей силы на производственную площадку в Тольятти в связи с возросшим производственным планом. Эту работу мы ведем в первую очередь в Тольятти и Самарской области, а также в различных регионах России и некоторых странах СНГ».

В отличие от АВТОВАЗа в лице Сергея Ильинского более открытой оказалась сторона Республики Узбекистан. Утром 21 сентября от Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан поступил ответ на редакционный запрос «Площади СВОБОДЫ». В нем в частности, указывается, что 18 августа 2023 года между Агентством и АО «АВТОВАЗ» подписано Соглашение об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

«Граждане, отправленные на работу, будут осуществлять временную трудовую деятельность на АО «АВТОВАЗ», расположенном в городе Тольятти Самарской области. Потребность в регионе отмечена среди специалистов по металлам и сплавам, маляров, штамповщиков, сварщиков на машинах контактной (прессовой) сварки, слесарей механосборочных работ», – сообщил «Площади СВОБОДЫ» руководитель Агентства Жахонгир Хидайходжаев.

«Вместе с тем, сообщаем что Агентством по внешней трудовой миграции направляются граждане, успешно прошедшие отбор (члены их семей не подразумеваются). Учитывая наличие договоренности, а также положения подписанного Соглашения, информация, не отраженная в настоящем ответе, является конфиденциальной и не подлежит распространению», – добавил руководитель Агентства по внешней трудовой миграции Республики Узбекистан.

Справка

По данным Самарастата, за первое полугодие 2023 года в нашем регионе зафиксирован миграционный прирост, который составил 2474 человека. Большая часть переселенцев — это граждане Таджикистана: за полгода на территорию области оттуда прибыли 3264 человека. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение числа прибывших из стран СНГ на 3% и сокращение числа выбывших в 2,4 раза.

Дадут жилье и оплатят страховку

Тем временем, на этой неделе выяснилось, что первая партия из нескольких десятков будущих вазовцев из Узбекистана уже прибыла в Тольятти. Как сообщил «ПС» источник на АВТОВАЗе, завод оплатил им транспортные расходы, также возьмет на себя расходы на медстраховку и предоставит жилье. Сейчас эти люди проходят обучение по специальностям «слесарь», «сварщик», «штамповщик», «маляр», что фактически подтверждает заявление узбекской стороны.

Всем им предстоит не только ознакомиться с техникой безопасности на производстве, освоить рабочие навыки, но и хотя бы немного научиться говорить на русском языке. По мнению ветерана волжского автозавода, бывшего первого вице-президента АО «АВТОВАЗ» Николая Ляченкова, привлечение мигрантов из соседних азиатских республик – это вынужденная мера, которая создаст руководству завода очень много хлопот.

– Люди с хорошими профессиональными навыками и в самом Узбекистане очень востребованны. А это значит, что, скорее всего, на АВТОВАЗ приедут рабочие, которые никогда прежде не трудились на производстве. Придется потратить очень много сил и времени, чтобы обучить их трудовой дисциплине, основам безопасности труда в заводских цехах. Насколько высока будет отдача от их труда, сказать пока сложно. Но руководству завода в данный момент просто деваться некуда. Сегодня огромный дефицит рабочей силы не только на Волжском автозаводе в Тольятти, но и по всей России, во всех производственных отраслях. Но сегодня высококвалифицированные трудовые резервы в первую очередь должны быть направлены на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Это в данный момент приоритетная задача, – уверен Николай Васильевич.

Один из руководителей вазовских производств, не пожелавший придать огласке свою фамилию, считает, что опробованный АВТОВАЗом способ привлечения иностранной рабочей силы – самый цивилизованный способ трудовой миграции.

«В Тольятти приедут пусть и не обученные, но все же проверенные люди, без криминального и экстремистского прошлого. Прошедшие медосмотр и точно не болеющие туберкулезом, ВИЧ или гепатитом. Приезжают они без семей. Селят их не в не приспособленных для жизни сараях по 20 человек в комнате, как нередко живут трудовые мигранты, а в весьма цивилизованных условиях. Оплата достойная – от 65-75 тыс. рублей в месяц. В договоре у них четко оговорены условия работы. Нарушат договор – сразу же будут отправлены на родину», – поясняет собеседник «ПС».

Но депутат Государственной думы от Самарской области Михаил Матеев опасается, что низкая квалификация узбекских рабочих негативно отразится на качестве собранных ими автомобилей.

Было дело

Опыт привлечения мигрантов для работы в вазовских цехах уже имеется. С 1983 по 1993 годы в Тольятти привозили около 10 тыс. вьетнамцев. По мнению Николая Ляченкова, узбекская и вьетнамская истории внешне похожие, но по сути разные.

«В конце XX века завод не испытывал нехватки рабочих рук. СССР давал работу вьетнамским товарищам, оказывая помощь дружественному государству. Сегодня мы гораздо больше заинтересованы в рабочей силе, нежели мигранты в рабочих местах на российском производстве», – пояснил Николай Ляченков.

Как выяснили журналисты «Площади СВОБОДЫ», не так давно на сборочном производстве автозавода трудились мигранты из Таджикистана. Однако эксперимент не затянулся надолго. Для освоения навыков работы им катастрофически не хватало ни знаний языка, ни рабочих умений. Они просто не могли понять, что от них требуют начальники и коллеги.

После сворачивания производства авто на сборочных линиях Ижевска часть оставшихся без работы сотрудников предприятия вахтой отправили трудиться в Тольятти. Заселили ижевцев в корпуса вазовского санатория «Алые паруса». И хотя проблем со знанием русского языка и профессиональными навыками у этих ребят не имеется, зато, как рассказывают знакомые с ситуацией источники, есть вопросы к их трудовой дисциплине. По информации «ПС», вахтовики – ребята шумные, чрезмерно веселые, но вот беда, очень болезненные. Они почему-то стали частыми гостями в заводской поликлинике, выстраиваясь в очередь за больничными.

Факт

По данным Главного управления МВД России по Самарской области, за 8 месяцев 2023 года иностранными гражданами на территории региона совершено 1135 преступлений, в отношении них – 121 преступление.

За что боролись

Привлечение на автомобильное производство мигрантов стало закономерным итогом многолетней практики, введенной французским руководством компании по сокращению численности сотрудников завода. Если в середине лета 2013 года в штатном расписании предприятия числилось почти 70 тыс. человек, то на начало 2023 года – только 32 тысячи. Спохватились лишь тогда, когда повысили производственные планы – 400 тыс. автомобилей на 2023 год. А на 2024 год и того больше: совокупные объемы выпуска автомобилей на всех площадках могут достичь 560 тыс. машин. Реализовать их попросту невозможно при имеющемся количестве рабочих рук.

Осенью прошлого года АВТОВАЗ заявил о наборе 4 тыс. новых сотрудников как инженерных специальностей, так и рабочих профессий. Были организованы дни открытых дверей по всей губернии.

Сегодня руководство автозавода приглашает вахтой на месяц или два потрудиться на конвейере молодых мужчин и женщин в возрасте до 45 лет со всей России. Квалификация и навыки не имеют значения. Взамен обещают проезд, питание, проживание и зарплату в 75 тыс. рублей.

Михаил Матвеев считает, что сегодня из Тольятти люди уезжают потому, что нет работы с достойной оплатой.

«Если у завода появилась работа, то они должны в первую очередь обратиться к своим бывшим работникам, которых они сокращали последние 10 лет. Это самый правильный вариант и с производственной, и с социальной точки зрения», – уверен депутат Госдумы.

Михаил Матвеев, депутат Государственной думы:

– У АВТОВАЗа был печальный опыт привлечения на работу вьетнамцев. Работниками они были никакими, разбегались, уходили торговать на рынок. Не удивлюсь, если ситуация повториться и с мигрантами из Средней Азии. Если к мигрантам приедут их семьи, то на городскую социальную инфраструктуру ляжет большая нагрузка.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы