Власти Тольятти отчитались о подготовке к снежному сезону, но ключевые контракты на уборку дорог еще не подписаны

На этой неделе в городской думе рассмотрели планы зимнего содержания тольяттинских магистралей и дворов. Администрация представила депутатам информацию о подготовке к выполнению работ по содержанию магистральных дорог и территорий жилых кварталов в сезоне 2025/2026. Документы раскрывают масштабные планы, серьезные финансовые вложения, но также обозначают ряд тревожных нюансов, главный из которых – запаздывание с заключением договоров. Общая сумма будущих контрактов превышает 2,5 млрд рублей, однако аукционы завершатся лишь в октябре, что вызывает вопросы о соблюдении сроков.

Власти Тольятти отчитались о подготовке к снежному сезону, но ключевые контракты на уборку дорог еще не подписаны

Деньги и контракты

Финансовая сторона предстоящей зимней уборки впечатляет. Речь идет о контрактах, общая начальная (максимальная) цена которых превышает 2,5 млрд рублей. Эти средства распределены между двумя крупными блоками работ.

Первый – комплексное содержание территорий жилых кварталов (за исключением придомовых территорий, которые являются зоной ответственности управляющих компаний). Сюда входит уборка внутриквартальных автодорог, тротуаров, площадок отдыха и катков. На эти цели еще летом был заключен муниципальный контракт с единственным поставщиком – ООО «ЭкоСфера». Его цена составляет 971,9 млн рублей, а действие рассчитано до 30 июня 2027 года. Эта часть подготовки, судя по всему, идет по плану.

Второй, наиболее капиталоемкий и критически важный блок – содержание магистральных дорог. Здесь ситуация сложнее. Ранее действовавший контракт с ООО «Автодоринжиниринг» завершил свое действие 30 сентября 2025 года. Новые контракты находятся в стадии конкурсных процедур. На электронной торговой площадке размещены два лота. Первый – для Центрального и Комсомольского районов с начальной ценой 862,1 млн рублей. Второй – для Автозаводского района с максимальной ценой 823,3 млн рублей.

Подрядчика определили буквально на днях, им стало ООО «Автодоринжиниринг». В свою очередь аналитический отдел аппарата думы в своем заключении прямо указывает администрации на нарушение требований местных правил благоустройства, согласно которым вся подготовка техники и заготовка материалов должны быть завершены до 1 октября.

Кто и как убирает

Внутриквартальные территории в Автозаводском и Комсомольском районах, а также в мкр-не Поволжском будет убирать ООО «ЭкоСфера». Для Поволжского отдельный аукцион на содержание территорий общего пользования и озеленения только планируется в октябре, традиционно его исполнителем становится ООО «УК МЖРЭП-16». В Центральном районе за эти зоны отвечает муниципальное бюджетное учреждение «Зеленстрой», работающее по муниципальному заданию.

Что касается магистральных дорог, то подрядчики определятся по итогам упомянутых конкурсов. Известно, что общая площадь дорог, подлежащих содержанию, огромна – почти 6,4 млн кв. метров. Они разделены по категориям, от которых зависят и сроки уборки. Больше всего дорог второй и третьей категории – почти по 1,9 млн кв. метров каждая.

Технология уборки, прописанная в технических заданиях, стандартна, но требует четкой организации: первоочередная обработка противогололедными материалами опасных участков, патрульная очистка магистралей круглосуточно, вывоз снега. В администрации заверили, что в течение двух недель после подписания контрактов проведут осмотр техники и запасов песко-соляной смеси будущего подрядчика.

Осадки и сроки

Ключевой вопрос для жителей – как быстро улицы будут расчищены после снегопада. Здесь городские власти ссылаются на жесткие требования ГОСТ Р 50597-2017. Согласно этому документу, сроки устранения заснеженности на проезжей части варьируются от 3 часов для дорог высших категорий до 12 часов для дорог пятой категории. Зимняя скользкость должна ликвидироваться в течение 5-12 часов.

Еще более строгие нормативы установлены для пешеходных зон: тротуары, велодорожки и остановки должны быть очищены от снега за 1-3 часа с момента окончания снегопада. Снежные валы у бордюров, ограничивающие видимость, должны быть убраны в течение 3-5 суток.

Комментарии по поводу соблюдения этих нормативов прозвучали от представителя «Автодоринжиниринг» на заседании думской комиссии по городскому хозяйству: «Последствия экстремальных снегопадов, осадков 5 мм, всегда убираются достаточно быстро, потому что по ГОСТу предусмотрено 3-4 часа… Что касается интенсивных осадков, больше 10-15 мм, там даже по ГОСТу предусмотрен более длительный срок». Он также указал на объективные сложности: «Много нюансов в периоды пиковой нагрузки, когда идет в основном трафик (это утренние и вечерние часы), когда техника осторожно работает, физически не может быстрее, поскольку создаются пробки. Поэтому здесь уже временной период немножко увеличивается».

Техника и ресурсы

Для обеспечения уборки такой огромной территории администрация рассчитала нормативную потребность в технике. На зимний период 2025-2026 годов для содержания магистральных дорог требуется 186 единиц спецтехники. Из них 85 машин должны работать в Автозаводском районе, 55 – в Центральном и 46 – в Комсомольском.

Однако, как критически отмечается в заключении аналитического отдела думы, «учитывая незавершенную процедуру заключения муниципального контракта, отсутствуют сведения о фактическом наличии у подрядной организации необходимой техники, объема заготовленной песко-соляной смеси». Этот момент является одним из самых уязвимых в подготовке к зиме. Пока не известен подрядчик, нельзя быть уверенным в его реальной технической оснащенности.

В своем выступлении представитель «Автодоринжиниринг» также коснулся темы новых технологий, в частности использования чистых реагентов. Он пояснил, что для их эффективного применения требуется сложная инфраструктура, включающая специальные накопители и систему отвода талых вод, ее отсутствие может вызвать экологические проблемы.

Куда девать снег

Один из финальных этапов зимней уборки – вывоз и складирование снега – также регламентирован. Снег с магистральных дорог будут вывозить в основном в ночное время на специально утвержденные площадки. На сегодняшний день в Тольятти таких площадок три.

В Автозаводском районе действуют две площадки, расположенные в санитарно-защитной зоне АО «АВТОВАЗ» (участки с кадастровыми номерами 63:09:0102161:4 и 63:09:0102161:1). В Центральном районе – одна площадка, севернее улицы Новозаводской, 2а. Эти территории были утверждены постановлением городской администрации еще в августе 2021 года.

Вопросы без ответов

Несмотря на представленные планы, у депутатов и аналитиков остались вопросы. Аналитический отдел думы официально предложил администрации представить дополнительную информацию о результатах проведенных конкурсов, а также о причинах позднего размещения конкурсных процедур, что привело к срыву сроков, установленных правилами благоустройства.

Итоговый вывод заключения звучит сдержанно: представленная информация может быть рассмотрена на заседании думы, но с учетом указанных замечаний. Фактически, город стоит на пороге зимы с утвержденными нормативами, выделенными деньгами и разработанными технологиями, но без конкретных исполнителей для самых важных – магистральных – дорог. От того, насколько быстро и качественно будут заключены контракты и мобилизованы подрядчики, зависит, сможет ли Тольятти встретить первые снегопады в полной готовности.

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы