Отдел современного искусства Тольяттинского художественного музея не боится рисковать и отдает свои залы молодым художникам
На этот раз премьерой февраля стала персональная выставка Герасима Герасимова «Наука о прекрасном».
Стул выстрелит
Однажды Герасим (в миру Филипп Герасимов) придумал удивительный стул. Собственно говоря, это был не просто стул, а целый дипломный проект на поприще промышленного дизайна. Придумал, вдохновившись идеями знаменитого на весь мир красно-синего стула нидерландского архитектора и дизайнера Геррита Ритвельда. В свое время Ритвельд поспорил с традициями и заявил, что предметы мебели вовсе не обязательно должны быть мягкими, позволяющими утонуть в себе и человеку, и любой идее.
Стул-первоисточник давно прижился в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а суть его вызывающей конструкции однажды дошла до студентов ПВГУСа, где тогда как раз учили уму-разуму самого Филиппа. И началось…
Филипп сочинил стул, который может превратиться в скамейку, в несколько стульев сразу и даже… в дом. Правда, его стулу пока не нашлось места в музейном Нью-Йорке, зато сам начинающий дизайнер считает свою идею ужасно перспективной и ждет, когда его собственный, выстраданный на взлете в профессию стул выстрелит и кого-нибудь все же ошеломит.
Погрузиться в цвета
Приглашая на первую «персоналку» Филиппа-Герасима, устроители выставки сразу определили главные идеи художника:
«Находясь в непрерывном потоке информации, когда время летит с огромной скоростью, так важно иметь возможность остановиться и оценить происходящее. Каждый день мы получаем невероятное количество информации: текстовой, зрительной, вербальной. Герасим Герасимов приглашает отбросить суету и взглянуть на мир со стороны. Без философских размышлений и социальных проблем, без рамок и ярлыков. Остановиться, абстрагироваться и получить впечатление, полностью погрузившись в цвета полотен».
Да, разноцветных стульев на этой выставке не было. Была живопись. И были декларации художника. Вербальные и невербальные. Филипп оказался весьма красноречивым и даже слегка натренированным в ораторском искусстве. Он с удовольствием рассказывал аудитории, что «в его голове от разных впечатлений и энергии иной раз происходят такие вещи, от которых она начинает кружиться. И я хочу поделиться этим с людьми».
Бойко, звонко и весело Герасим вел зрителей от картины к картине, и ровесники узнавали, как традиционная реалистичная работа превращалась в экспериментальную. Как Филипп дарил маме к Восьмому марта целый триптих цветов и как он зашифровывал разные музыкальные инструменты на одном и том же холсте. Как делал нетрадиционные холсты собственными руками и как заинтересовался жостовской традицией знаменитого русского промысла, чтобы потом попытаться ввести его элементы в свои новые работы. Художник честно признавался, что интерес к промыслам и возник-то у него всего месяца три назад, в интенсивной подготовке к нынешней персоналке. И что он пока еще не уверен, что с этим новым стилем делать.
Филипп Прекрасный
Герасим не стеснялся весело говорить о своих картинах «прекрасная» и еще «еще прекраснее». Благо Герасим говорил не о себе, а об отражении этого прекрасного и удивительного мира, в который иногда можно выкатить собственный велосипед, чтобы отправиться рассматривать искаженные отражения в окнах современного города, где есть место выставке с концептуальным посылом автора — науки о прекрасном.
Средство от серого
Когда я попросила Филиппа дать адресок, где еще есть его граффити, с которого Герасимов начинался как художник, он охотно назвал улицу Девятого января. Оказывается, такая в городе есть. А ее название показалось ему знаковым: десятого января — день рождения самого Филиппа. Там, на этой улице, он выплескивал свои эмоции и пытался дать прохожим шанс уйти от скучного и серого. Получилось это или нет, нужно спросить у прохожих. А у Герасима Герасимова можно спросить о его мечте. Потому что двадцатилетние мечтают до завидного дерзко:
«У меня мечта сделать свой вклад в мировую культуру. И сегодняшняя выставка в ОСИ — первый шаг к этому».
Марта Тонова
mail-ps@mail.ru