Скульптор Александр Фокин рассказал «ПС», почему его Пальмиро получился такой молодой
Поклонники искусств уже давно знают уникальные работы по стеклу и имя члена-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного художника России Александра Фокина из Никольска. Но вот познакомиться поближе с самим скульптором нам пришлось только сейчас. Благо повод отменный: Фокин – автор той самой недавно открывшейся в нашем городе скульптурной композиции, посвященной Пальмиро Тольятти в Итальянском сквере.
Город возможностей
– Александр, с Тольятти вас связывает не только этот памятник?
– Конечно. У меня здесь были две персональные выставки. И я намерен в 2024 году устроить в Тольятти еще одну выставку, но теперь уже всей моей семьи. Потому что мои дети – тоже художники по стеклу.
Для меня Тольятти – это город, в котором реализуются многие возможности. Город больших перспектив. Это город с прекрасным отделением Союза дизайнеров, который точно впереди России всей. Я верю в Тольятти. Верю в его будущее.
– Вы воплотили в жизнь мечту многих тольяттинцев. И даже восстановили некую историческую справедливость: в Тольятти появился памятник Пальмиро Тольятти.
– Я долго работал над этим проектом. Мне хотелось сделать что-то совершенно необыкновенное, что действительно отличало бы Тольятти от других городов. К сожалению, мы видим сейчас в разных городах страны очень много однотипных скульптурных композиций, на которые не интересно смотреть, которые не трогают, не запоминаются. Поэтому я использовал такой необычный материал, как стекло, который, на мой взгляд, наиболее подходит для воплощения именно этого проекта. Ассоциации приходят сами собой: итальянские горы, Адриатика, Жигулевское море… Стекло – очень современный материал, который сейчас уже широко используется везде.
Полон сил и света
– Ваш, а теперь уже и совсем наш Пальмиро достаточно юн. Он – в тех самых очках, которые бережно хранятся в нашем городском краеведческом музее. Но Тольятти – не за книгой. Он смотрит в небо….
– Да, я выбрал для своего проекта портрет молодого Тольятти. Тогда он еще был полон сил, энергии, ожиданий, света. Пальмиро Тольятти в этом возрасте еще был мечтателем и думал о лучшем, прекрасном, мечтал о господстве коммунистического движения, которое стремилось к справедливости.
– Идея воплощалась сразу набело или скульптор еще поспорил сам с собою?
– Прошел год от начала работы над самим образом Пальмиро до его воплощения в жизнь. Я сделал бюст, который у некоторых вызвал недоумение: «Почему мой Тольятти так молод? Мы ведь его знаем человеком серьезным, состоявшимся?» Да, это так. Но я больше всего хотел воплотить в памятнике именно идею молодого, ищущего, верящего, рвущегося к чему-то необычному и светлому, новому человека. Появился такой Пальмиро.
– Вы читали о нем, занимались архивными раскопками?
– Конечно, и читал, и изучал фотоматериалы. И общался с людьми, которые знали больше, чем я сам. И больше того, что я смог прочитать в книгах. Поэтому я был вполне готов к этой работе.
Образ самого Пальмиро у меня сложился сразу, а вот с тем, что будет за его спиной, я еще долго точно не мог решить. Флаги? Полотнища? Горы?
Зима не страшна
– Александр, интересна технология стеклянной части скульптурной композиции. Стеклянные листы один на другой укладываются по «выкройке» горизонтально и?..
– Да, листы стекла укладываются и закрепляются специальным клеем. Я сам работал над монтажом памятника в Тольятти примерно около полутора месяцев. Поэтапно.
– А сколько их всего?
– Около 850 – на «крыльях» позади Пальмиро и еще около 200 – в центре композиции.
– Сегодня осень. Впереди дожди, снега, холода и прочие метеоиспытания для того самого итальянца в сквере у Дворца спорта.
– Это стекло, кстати, хорошо переносит перепады температуры от -40, как у нас в России нередко бывает, и до +30. Оно переносит дожди и, например, резкое охлаждение после них. Растрескивания не происходит.
– Значит, зима не страшна?
– Не страшна.
– И запас прочности памятника – на десятилетия?
– В Европе уже больше 40 лет стоят подобные по технологии скульптуры. Не я первый открыл этот стиль. В Никольске я провожу многие международные симпозиумы скульпторов, и у нас в городе уже стоит больше десяти разных памятников из стекла. Я изучал, каким должно быть стекло какая толщина оптимальна для подобных работ. Я уверен во всем этом.
Стеклянные перспективы
– Значит, стекло для вас – не просто прозрачная полоса в вашей жизни?
– У меня это точно не полоса. Я ведь и родом из Пензенской области, из города Никольска, который является одним из центров российского стеклоделия. В Никольске размещается пять стекольных заводов. Я посвятил свою жизнь этому городу и долгое время работал на стекольном заводе. Был там главным художником.
Стекло привлекает своей необычностью. И в большинстве своем я создаю работы именно из стекла. Создаю на родине, но, если честно, меня больше знают в Европе. Да и мое признание как художника впервые произошло именно там. Тогда в Чехии я получил Гран-при как лучший гравер.
В свое время я окончил Пензенское художественное училище, правда, совсем не по этому профилю. Учился на живописно-дизайнерском отделении. Но благодаря судьбе попал на стекольный завод. А позднее отправился за продолжением образования. Тогда еще в Ленинград. Там я поступил в высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Вернулся в Никольск и с 1987 года работаю в стекле.
– Стеклянные перспективы тогда ошеломили юношу Фокина?
– Я им не удивился. Я ведь вырос в этом городе и очень часто бывал в заводском музее, где видел просто удивительные вещи, которые сделали мои предшественники, крепостные крестьяне, работавшие на Никольском стекольном заводе. И внутренне я уже был готов создавать какие-то собственные вещи из стекла. Я стремился делать что-то похожее. А «Мухинка» дала возможность профессионально воплощать свои идеи. Увлекся гравировкой по стеклу и как гравер стал создавать портреты, пейзажи.
– Тольяттинцы видели и запомнили эти портреты на выставках в Тольятти. Удивительно тонкие работы.
– Это один из моих «коньков» в творчестве. Это то, с чем меня узнали в России и Европе.
Мощный двигатель
– Инициатором создания памятника Тольятти в нашем городе стал Олег Кулагин. Как вы нашли друг друга?
– Однажды Олег побывал в городе, где я живу и работаю, где у меня мастерская. Он увидел в этом маленьком провинциальном городе целый парк садовых скульптур. Я ведь действительно задался целью создать в Никольске музей скульптур под открытым небом. Мы с Олегом познакомились. Я сделал по его просьбе проект, и ему он понравился.
Олег – такой мощный двигатель, который сумел все это реализовать. Это благодаря его напору, его желанию сделать в вашем городе что-то необычное и красивое появился памятник Пальмиро Тольятти.
– Я вот вслед за вами говорю «памятник». Но на самом деле то, что сотворили вы со стеклом, это не памятник.
– Да памятник, что же еще?
– Памятник – нечто тяжеловесное, монументально-серое. Ваш Тольятти – это… привет. Запоздалый, но легкий, бирюзовый привет в ту эпоху, когда жил Пальмиро. И совсем свежее письмо в будущую Италию. И улыбка на завтра…
– Отлично. Я рад, что композиция вызывает такие ассоциации.
– А живопись сегодня не забыта? Вы что-нибудь пишете?
– Только графика. И то лишь иногда. Стекло занимает все мое время. У меня очень много предложений, много интересных проектов. Сейчас я строю мастерскую, которая сможет привлечь в Никольск внутренний туризм. Хочу, чтобы люди могли приехать к нам и увидеть своими глазами, как создается стекло. Приглашаю и вас в наш музей.
– Спасибо.
– Мне хочется, чтобы Никольск, как и ваш Тольятти, тоже был красивым, интересным, открытым для гостей.
– И к нам теперь будете приезжать почаще?
– Конечно. Ведь я пообещал вам выставку.
Справка
Александр Фокин – инициатор и организатор проведения семи международных симпозиумов по стеклу на базе действующих в Никольске Пензенской области стекольных предприятий. Обладатель золотой и бронзовой медалей Российской академии художеств. Его работы – в полутора десятке музеев России и Европы.
Марта Тонова
mail-ps@mail.ru