В Тольятти «АрхивFEST» рассказал о судьбах ставропольских Плюшкина и Салтычихи

В Тольятти с 16 по 25 апреля управление по делам архивов проводит VI Фестиваль «АрхивFEST», посвященный 160-летию судебной реформы Александра II. Тема 2024 года – «Земский суд накануне реформы: дела и судьбы». В рамках фестиваля прошли мероприятия, освещающие страницы истории Ставрополя-Тольятти на основе подлинных документов.

В Тольятти «АрхивFEST» рассказал о судьбах ставропольских Плюшкина и Салтычихи

Фестиваль открылся выставкой документов «История одного преступления» из фондов МКУ «Тольяттинский архив». На выставке впервые были представлены свыше двух десятков подлинных уголовных дел, рассмотренных Ставропольским уездным земским судом в середине XIX века. Документы можно было полистать и подержать в руках.

В судебных делах полуторавековой давности поднимались многие вопросы, актуальные и в XXI веке. Эти темы будто сошли со страниц современной жизни: семейные споры и конфликты, кражи и ограбления, мошенничество, пожары, вопросы нравственности.

Научно-популярная лекция-экскурсия помогла представить гостям выставки особенности жизни ставропольчан XIX века. Кандидат исторических наук, ведущий специалист Управления по делам архивов администрации г. о. Тольятти Дмитрий Янчарук кратко и ярко представил несколько историй наших земляков.

В Тольятти «АрхивFEST» рассказал о судьбах ставропольских Плюшкина и Салтычихи

Жадность почтмейстера сгубила

Например, гости выставки услышали историю ставропольского Плюшкина. Помещик Петр Педенков, занимавший должность почтмейстера, очень любил деньги. Накопив 100 тыс. рублей, он решил вложить свои сбережения в землю – приобрел в Ставропольском уезде село Озерки и установил там жесткий режим.

Вероятно, Петр Педенков стремился вернуть потраченные средства: гонял крестьян на работу, ввел систему жестких штрафов. В центре села находилось озеро, куда скот из окрестных деревень приходил пить воду. Почтмейстер решил огородить водоем забором и лично конфисковывал животных, которые привыкли пить там. Затем он требовал оплату за возвращение скота, предъявляя штрафы. Однако три брата решили вмешаться в ситуацию: старшие уговорили младшего поджечь имение помещика – в надежде, что это заставит его покинуть местность. Пожар был потушен. В итоге виновные крестьяне были переданы властям.

Оставили в сильном подозрении

Были и такие темы, которые современному человеку, находящемуся в другом времени, не так просто представить. Тольяттинцы узнали о ставропольской Салтычихе и ее супруге. Речь идет о деле по обвинению мелких помещиков – супругов Шиошиных – в жестоком обращении с крепостными крестьянами.

На двоих у супругов был дом в Ставрополе и несколько десятков крестьян. Помещики регулярно издевались над своими людьми: избивали, не кормили. При этом они никого не боялись, поскольку Иван Шиошин был важным человеком.

Дело на 679 листах оказалось на контроле Симбирского губернатора, министра внутренних дел; в Ставрополь приезжал чиновник по особым поручениям. К делу были приложены документы 1850-1859 годов (например, можно было посмотреть подлинник рукописи с объяснительной запиской Глафиры Шиошиной на предъявленные ей обвинения). В итоге с мужа сняли все обвинения, а жену суд оставил в сильном подозрении относительно фактов жестокого обращения с крепостными.

В Тольятти «АрхивFEST» рассказал о судьбах ставропольских Плюшкина и Салтычихи

Чумовые слухи

Еще было представлено одно любопытное дело с религиозной составляющей – история о покушении на убийство священника Павла Орлова, который проживал в селе Чувашский Калмаюр.

Павел Орлов был русский, а село населяли чуваши. В селе началась эпидемия холеры. Это серьезная болезнь, от которой в то время вероятность смерти была очень высокой.

В селе прошел слух, что в эпидемии виноват священник – якобы он ездил к соседнему русскому помещику, они подписали некую бумагу о том, чтобы напустить на крестьян холеру. Крестьяне считали, что священник и помещик могли это сделать, чтобы получить земли крестьян после их смерти. Священник написал донесение приставу об этой ситуации, потому что он стал бояться находиться в селе. Но и покинуть его он не мог: он ведь находился на службе. Приехало разбираться следствие. Никаких фактов не было установлено, слухи названы вздорными и возмутительными, однако священника перевели из села.

Важно отметить, что из более 25 дел, представленных публике, многие носили штамп «ОЦ», что означает «Особо ценное дело». Эти документы ценны не просто для города и области, а для истории всей страны, ведь формируют картину жизни наших предков.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы

Больше на Газета Площадь Свободы

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше