В преддверии 9 Мая подмостки отечественных театров преображаются. Сцена становится трибуной, с которой артисты во главе с режиссером не только пытаются вовлечь зрителя в вечный диалог о войне, но и облечь народную память в еще более совершенную форму. Такую попытку явил тольяттинской публике и Молодежный драматический театр. Ею стала постановка Дмитрия Квашко «Апрельский романс» по пьесе Дмитрия Рябова.

Премьера спектакля состоялась 27 марта – во Всемирный день театра, что символично, ведь театральное искусство в высшем своем проявлении способно отрезвлять человеческий взгляд на мир через глубокое душевное переживание. Последнее предвосхищается лиричным названием постановки, которая, к тому же появилась в репертуаре МДТ именно в год 80-летия Великой Победы.
Романс – произведение прежде всего музыкальное. Поэтому и действие начинается с песни. Санитарка тылового эвакогоспиталя (Екатерина Серебрякова) затягивает «Катюшу». Этот мотив становится своего рода прологом истории, в которой ключевые роли отведены женщинам. Молодым фронтовичкам, оказавшимся за линией огня совсем не по своей воле.
Рая (Мария Суркова), Оля (Светлана Дроздова), Лида (Анастасия Михальцова) и Тоня (Виктория Михайлова) получили тяжелые ранения, но вопреки этому отчаянно рвутся в бой. Немудрено, ведь все они хотят принести еще больше пользы фронту. Но их воинственности всячески препятствует врач Алексей Степанович Хромов (Андрей Лактюхов) – девушки еще не восстановились, а ему, единственному на весь госпиталь хирургу, головной боли и без того хватает.
Каждая из героинь попала на войну неслучайно. Зов Родины-матери звучал не только для мужчин, поэтому Лида пошла в санинструкторы, а Тоня – в прожектористы. Раю, кроме того, побудило взяться за винтовку желание отомстить за убитых родных. Но сейчас девушки находятся в больнице. Здесь, в пространстве, сценографически изолированном от боевых действий, на что могут указать две скрещенные в запрещении белые полосы на заднем плане, зрителю раскрывается вся глубина их травм. И отнюдь не только телесных.
Постепенно актрисы посредством игры обнажают внутренний надлом своих персонажей, параллельно раскачивая зрителя на эмоциональных качелях. Наблюдая, например, как Виктория Михайлова буквально проживает сценически горе отвергнутой в письме девочки, трудно не начать сочувствовать героине. Последняя переживает и мечется по палате так, словно ее парень погиб. Вот только он жив, здоров и продолжает учебу на пятом курсе консерватории. Этот юноша не только не удосужился написать Тоне лично, он даже пороху не нюхал. И такой диссонанс не только обостряет реакцию на девичьи слезы, но и придает ситуации юмора. На войне он весьма своеобразный, однако он есть, и без него никак.
Людям, а уж тем более молодым, хочется жить, любить и надеяться даже в самые тяжелые времена. Потому как они объединяют судьбы. Но очень часто война и разлучает, и в человеке развивается еще и внутренняя борьба. Но каковы ее последствия для женской души?
Смысловое ядро постановки раскрывается в разговоре Хромова с юным инструктором ЛФК Ложкиным (Илья Дрозденко), который тоже очень хочет на фронт. Ложкин – добрый и несколько наивный парень. Но в нем нет ненависти, с которой убивают врага, зато она есть в его пациентках. В тех, кому положено рождать новую жизнь, любить и быть счастливыми, а не отравленными войной. Здесь Хромов озвучивает мысль важную не только для спектакля, но и для всей будущей, уже послевоенной эпохи. Победить – только полдела, сберечь победу еще сложнее. Война – явление гадкое, но, увы, закономерное, ведь некоторые потомки склонны забывать или не знать о ценности мира, такого хрупкого и уже многим привычного. И пока мы забываем прошлое, мы будем обречены на то, чтобы переживать его заново. Такой прямой посыл делает режиссерское высказывание универсальным и ставит спектакль в один ряд с фильмом Элема Климова «Иди и смотри», ведь этот смысл применим абсолютно к любой войне.
Не стоит также забывать, что путь к победе прокладывали люди разных национальностей, в том числе и немцы. Это зритель видит на примере Ольги – этнической поволжской немки. И принадлежность к немецкой нации поначалу становится причиной для ее обвинения девушками во всех смертных грехах. Ужасно, конечно. Но если человек, а тем более женщина, будет долго дышать ненавистью, последняя может и ослепить. И именно в Ольге воплощено первородное женское начало.
Там, где раскрывается истинно человеческая сущность, между строк появляется Бог. Война всех уравняла, а потому атеистов в окопах под огнем не бывает. Это показано в мистической сцене при свете единой венчальной свечи, принадлежащей одной из героинь. Девушки не молятся, нет. Но в самом факте, что они живы и успели полюбить, в самом их диалоге сквозит нечто божественное. И им не остается ничего, кроме как жить.
«Апрельский романс» – спектакль, без преувеличения, знаковый. Он самодостаточен, универсален и лаконичен по части смысла. Вся суть войны как беспощадного явления, воспринимаемого через взгляд на героинь, вложена в одно единственное действие. В нем есть все: и юмор, и искренность, и яркий жизнеутверждающий мотив. А потому постановка имеет серьезный гастрольный и даже фестивальный потенциал.