Ремонту по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» подлежат 19 участков дорог регионального значения протяженностью 143,2 км, 21 участок в Самаре, протяженностью 26,1 км, и шесть дорожных отрезков в Тольятти, протяженностью 13,7 км.

В перечень городских магистралей, подлежащих ремонту в текущем году, вошли участки улиц Новозаводской, Революционной, Комзина, Мира, 40 лет Победы и Лесопарковое шоссе. Последнюю улицу включили в план ремонта по многочисленным обращениям жителей Тольятти.
Также в 2024 году начнется ремонт 10 мостов общей протяженностью 500 погонных метров, работы на трех из них будут завершены к концу года. Ремонт остальных мостов будет завершен в 2025 году.
Охвачены 15 районов
Дорожным нацпроектом в этом году будет охвачено 15 районов Самарской области – Кошкинский, Волжский, Ставропольский, Красноярский, Хворостянский, Большеглушицкий, Кинельский, Богатовский, Красноармейский, Пестравский, Шенталинский, Елховский, Нефтегорский, Алексеевский и Похвистневский.
В Красноярском районе по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» запланированы работы на трех региональных трассах протяженностью более 20 км. Так, на автодороге Киндяково – Висловка (2,3 км), расположенной между одноименными населенными пунктами сельского поселения Светлое Поле, выполнят капитальный ремонт. Сейчас покрытие находится в крайне неудовлетворительном состоянии, поэтому здесь предусмотрена замена всех конструктивных слоев дорожной одежды. Также запланировано строительство тротуаров и устройство опор освещения в селе Киндяково.
– Для деревни Висловка это единственный маршрут в направлении административного центра – Светлое Поле, где находится районная больница, поликлиника. Сейчас жители деревни объезжают этот участок по очень интенсивной федеральной трассе. В том числе там вынужден ездить школьный автобус, так как наши дети учатся в школе поселка Мирного. Мы рассчитываем, что после ремонта по дороге не только будет проходить школьный маршрут, но и поедет общественный транспорт, который невозможно сейчас пустить из-за плохого состояния дорожного полотна, – отмечает жительница деревни Висловка Елена Матвеева.
В рамках капитального ремонта региональных дорог в черте восьми населенных пунктов предусмотрено строительство тротуаров и улично-дорожного освещения. Новые безопасные участки появятся в деревне Новое Фейзуллово Кошкинского района, в селе Жигули и поселке Луначарском Ставропольского района, в селах Киндяково, Старый Буян, Калиновка, а также поселках Украинка и Прогресс Красноярского района.
Также в ходе ремонта дорог будут проведены работы по обустройству дополнительных пешеходных переходов, искусственных дорожных неровностей, а также по установке современных светофорных объектов, по устройству барьерного ограждения, новых дорожных знаков, дорожной разметки.
В 2023 году в Самарской области по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» привели в нормативное состояние 177 участков дорог общей протяженностью более 380 км.
Дороги регионального значения
Также в этом году подрядная организация начнет капитальный ремонт трассы Ульяновск – Димитровград – Самара (старое направление). Работы планируют выполнить за два года. Автомобильная дорога является дублером участка федеральной трассы Ульяновск – Димитровград – Самара и обеспечивает транспортную связь между населенными пунктами Старый Буян, Украинка и Калиновка Красноярского района, а также выезд на федеральную и региональную сеть автомобильных дорог Самарской области.
В ходе работ специалисты не только приведут к нормативу дорожное полотно, но и отремонтируют мосты через реки Буян и Кобельму, а также построят тротуары и установят опоры освещения в населенных пунктах.
– Жители нашего села очень ждут ремонта. Мы часто пользуемся этой дорогой, по ней к нам привозят ребят из поселка Мирного для учебы в специализированной школе. Радует, что наконец-то наша центральная улица, по которой проходит дорога, будет отвечать всем требованиям безопасности дорожного движения, – говорит жительница села Старый Буян Людмила Лютикова.
Кроме того, в 2024 году в нормативное состояние приведут участок региональной трассы Ульяновск – Самара – Новая Бинарадка протяженностью 10,3 км. Из них 1 км трассы находится в Красноярском районе. Завершение ремонта дороги предусмотрено в 2025 году.
Управление дорожным движением
В Самарской области благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» продолжается реализация мероприятий по внедрению интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая позволит контролировать транспортные потоки и управлять дорожным движением.
В первую очередь технологичным оборудованием в регионе было решено оснастить дороги Самары и Тольятти. Так, на площадке технопарка «Жигулевская долина» уже создан центр обработки данных, который является единой цифровой платформой для автоматизации управления дорожным движением.
К автоматизированной системе подключены светофоры и информационные табло. Для ее регулирования созданы центры диспетчеризации для управления региональной сетью дорог, а также улично-дорожной сетью в Самаре и Тольятти. Работа этих центров направлена на повышение эффективности управления дорожным движением, мониторинг основных параметров транспортных потоков, а также удаленную диагностику периферийного оборудования.
Детекторы и контроллеры движения уже установлены на 336 светофорах, расположенных на региональных трассах, а также улично-дорожной сети в Самаре и Тольятти. Кроме того, на пяти участках автодорог обустроены автоматические метеостанции, которые измеряют температуру воздуха и дорожного полотна, количество осадков, скорость ветра и другие параметры. Эти данные можно транслировать на специальных табло для информирования водителей о ситуации на трассе, а также передавать коммунальным службам.
– В настоящее время система работает в режиме опытной эксплуатации. Новизна в том, что ранее все светофоры дорожно-уличной сети в Самаре и Тольятти работали в заданном режиме, не зависящем от реальной загрузки. ИТС, в частности, позволяет гибко реагировать на дорожную ситуацию и увеличивать или уменьшать время разрешающего сигнала светофора, – рассказал начальник управления дорожного движения ГКУ СО «Управление дорог» Сергей Талдыкин.
Также специалисты установили детекторы транспорта на светофорные объекты. Оборудование осуществляет сбор данных об интенсивности дорожного движения и направляет их в единую цифровую платформу. Полученная информация позволят оптимизировать работу светофорных объектов с учетом приближающегося к перекрестку транспорта и минимизировать заторы на дорогах.
По данным ИТС, трафик на Московском шоссе в Самаре сейчас составляет 120 тыс. автомобилей в сутки, а на улице Ново-Садовой суточная интенсивность движения достигает 80-90 тыс. машин. Для сравнения: по данным автоматизированной системы дорожного движения, которой дороги оснащали к чемпионату мира 2018 года, по Московскому шоссе проходило не более 65 тыс. авто в сутки. По информации специалистов центра, внедрение интеллектуальной транспортной системы даже в опытном режиме уже позволило повысить эффективность дорожного движения на 28%: именно на столько быстрее в среднем стали проезжать водители Московское шоссе и Ново-Садовую.
– Интеллектуальная транспортная система позволит вывести на новый уровень комфорт и безопасность дорожного движения в условиях динамично меняющихся в течение суток транспортных потоков. Запуск интеллектуальных транспортных систем является логичным дополнением к комплексному развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, – отметила и. о. первого вице-губернатора – председателя правительства Самарской области Наталья Катина.
Работы по созданию интеллектуальной транспортной системы в Самарской области будут продолжены: планируется установка дополнительных контроллеров и детекторов, а также другого оборудования. В полном объеме ИТС заработает к 2025 году.
К концу 2024 года уровень нормативного состояния региональной сети автомобильных дорог Самарской области должен составить 48,83%, а дорожной сети Самарско-Тольяттинской агломерации – 85,03%.