Уроки ветерана: история Петра Шмондина – это история страны, пройденная одним человеком

В жизни города есть люди, чьи судьбы не просто вписаны в его историю, а становятся ее живым воплощением. Таким человеком для Тольятти долгие годы остается Петр Павлович Шмондин. Его жизнь похожа на роман, где есть место и военной драме, и трудовому подвигу, и самоотверженной работе по сохранению памяти. Познакомиться с его историей – значит понять, какой ценой достается мир и как важно его сберечь.

Уроки ветерана: история Петра Шмондина – это история страны, пройденная одним человеком

Сельские истоки

Судьба не баловала Петра Шмондина с самого начала. Он появился на свет в 1926 году в большом селе Полацк, что в Саратовской области, в семье, где подрастало 11 детей. Суровые уроки жизни начались для него рано.

Уже с 10 лет он наравне со старшими братьями работал в колхозе, помогал матери управляться с хозяйством. Отец, прошедший Гражданскую войну, умер рано, и вся тяжесть забот легла на плечи матери. А в 1942 году, в самый разгар войны, не стало и ее. 16-летний Петр остался сиротой, и его судьба оказалась в его собственных руках. Как и миллионы его сверстников в те годы, он видел свой долг только в одном – встать на защиту Родины.

Дорога на фронт

Желание сражаться с врагом было так велико, что в 15 лет он пришел в военкомат, приписав себе лишние годы. Но эта юношеская хитрость быстро раскрылась, и Петра вернули домой.

Осуществить свою мечту он смог только осенью 1943 года. Его, вместе с другими новобранцами, погрузили в теплушку и отправили прямиком на Курскую дугу, где шли ожесточенные бои. Казалось, что его стремление наконец сбылось. Однако судьба вновь внесла свои коррективы: эшелон был разбомблен немецкой авиацией на подступах к линии фронта. Многие бойцы погибли, так и не увидев врага. Петру повезло – он уцелел. Позже он вспоминал, что тогда испытывал не столько радость от спасения, сколько горькую обиду и стыд за то, что вновь не попал в бой.

Выживших после той бомбежки солдат собрали и отправили в совершенно другом направлении – на Дальний Восток. Оборона восточных рубежей страны была ослаблена, и требовалось срочно усилить ее перед лицом угрозы со стороны Японии. Так 17-летний паренек из саратовской глубинки оказался в стрелковой роте на границе с Маньчжурией.

Война с Японией

Война с Японией, которую часто называют короткой, для тех, кто в ней участвовал, была невероятно жестокой. Петру Павловичу довелось участвовать в кровопролитных сражениях, самое страшное из которых развернулось в «долине смерти» в Борзинском районе Читинской области. Там полегло множество его боевых товарищей. Он столкнулся с противником, который мыслил и действовал иначе. Японские солдаты, воспитанные в духе самурайских традиций, шли в бой с фанатичной решимостью и не боялись смерти.

Один случай врезался в память Петра Павловича на всю жизнь. Его разведгруппа получила приказ любой ценой взять языка. Затаившись в кустах, Петр дождался, когда у японского солдата кончатся патроны и тот направится к окопу. Выбрав момент, Петр бросился через открытое поле. «Я знал, что патронов у него нет, и думал, что он попытается бежать. Я был готов стрелять ему по ногам, чтобы взять живым», – рассказывал ветеран. Но японец, увидев его, поступил совершенно неожиданно. Он достал короткий меч и совершил харакири прямо на его глазах. Это зрелище шокировало молодого бойца и стало для него самым сильным впечатлением первых месяцев той войны.

Награда и возвращение к жизни

Петр Павлович прошел через множество испытаний. В одном из боев, когда он прикрывал пулеметным огнем подходы к речке Черной, вражеский снаряд разорвался совсем рядом. Бойца, раненного в голову и контуженного, доставили в тыл.

Первое, что он помнит после ранения, – это уже госпитальная палата. Медики зашили рану, велели отлежаться и набраться сил. Но как можно было лежать спокойно, когда твои товарищи остались на передовой? Мысль о том, что он здесь, в безопасности, пока другие в бою, не давала ему покоя. Он снова и снова пытался сбежать из госпиталя, рвался назад, в часть. Врач, видя его упорство, в конце концов сдался: «Ладно, отпущу. Но с одним условием – будешь являться на перевязки через день, без опозданий».

С этим условием Петр согласился. Однако вернуться в окопы ему было не суждено: война вскоре закончилась. Его часть передислоцировали из Забайкалья во Владивосток. Так он, бывший разведчик и пулеметчик, неожиданно для себя оказался в морской пехоте, где заслужил не одну награду.

За мужество и отвагу Петр Шмондин был удостоен ордена Отечественной войны II степени и множество медалей. Но самой необычной наградой стала личная благодарность, которую объявил в приказе № 372 от 23 августа 1945 года верховный главнокомандующий – Иосиф Сталин.

Мирный труд

После демобилизации в 1950 году началась новая, мирная глава его жизни. Петр Павлович трудился на судоремонтном заводе в Туапсе, затем, движимый энтузиазмом, отправился поднимать целину в Казахстан. А в 1971 году он, уже зрелым человеком, откликнулся на комсомольский призыв и приехал в Тольятти, чтобы стать частью великой стройки – Волжского автомобильного завода.

На ВАЗе Петр Павлович работал в сборочно-кузовном производстве, своими руками создавая «Жигули». Его трудолюбие и ответственность отмечало руководство. Он не ограничивался только заводом: активно участвовал в строительстве жилья для рабочих, в благоустройстве молодого города, организовывал добровольные народные дружины.

Главная миссия – память

Выйдя на заслуженный отдых, Петр Павлович не замкнулся в четырех стенах. С 1998 года он возглавил Совет ветеранов 14-го квартала Автозаводского района и посвятил себя патриотическому воспитанию молодежи. Он стал частым и желанным гостем в школах Тольятти. Его уроки мужества, где он говорил с ребятами без пафоса, на примере собственной судьбы, всегда затягивались: у школьников было множество вопросов к человеку, прошедшему через ад войны.

Его главным детищем стало создание в родном квартале памятника «Доблестным защитникам Родины». Благодаря его настойчивости, энергии и поддержке неравнодушных людей в канун 60-летия Победы в 2005 году в сквере у школы № 70 был торжественно установлен огромный мраморный камень. Петр Павлович признавался, что считал это дело главным итогом своей жизни, и очень волновался, успеют ли к юбилею. Успели.

Жизненный путь Петра Шмондина – это пример удивительной стойкости, достоинства и бескорыстного служения своему народу. Он часто говорил, что его главная награда – не ордена и медали, а возможность передавать молодому поколению правду о войне.

Справка

Петр Шмондин более 20 лет бессменно возглавлял Совет ветеранов 14-го квартала Автозаводского района Тольятти. Даже в почтенном возрасте его расписание было составлено по часам: встречи со школьниками, работа в совете, участие в городских мероприятиях.

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы