Тольяттинский театр кукол представит на «Куксъезде» премьерный спектакль «Мать солдата»

В пятницу, 6 июня, в Тольятти стартует один из самых сильных культурных форумов – II Всероссийский фестиваль театров кукол «Куксъезд». О его программе «ПС» уже писала. Сегодня речь пойдет о спектакле закрытия фестиваля – недавней премьере нашего театра кукол.

Тольяттинский театр кукол представит на «Куксъезде» премьерный спектакль «Мать солдата»
Фото Натальи Шемберёвой.

«Мать солдата» – уникальная постановка по многим причинам. Во-первых, пьесу драматург Александр Игнашов написал специально для тольяттинского коллектива. Во-вторых, труппа изучала документальные источники реальной истории. В-третьих, над оформлением фойе и самой постановки работала арт-группа «Сады», что само по себе уже обещает нестандартный и современный подход к дизайну. И этот список можно продолжать, но оставим, пожалуй, зрителю немного интриги. Забегая вперед, скажем, что сразу после просмотра спектакля трудно говорить, но есть большое желание узнать о семье Володичкиных больше, ведь это наша история, близкая и родная.

– Перед тем как начать репетиции мы с командой спектакля поехали в село Алексеевка, в родную деревню нашей героини, – рассказывает главный режиссер Тольяттинского театра кукол Янина Дрейлих. – Там воздвигнут потрясающий своим величием памятник «Материнская доблесть». Прасковья возвышается над бренным миром, сложив руки и отреченно глядя куда-то вдаль. Вселенский масштаб! Неизмеримая боль и смирение! Я долго не могла сойти с места. Смотрела на нее – на простую и великую русскую женщину! Все вокруг показалось ничтожным, суетным… Великая жертва!

На монументе над Прасковьей Володичкиной парят девять журавлей. Они олицетворяют девятерых сыновей героини, ушедших на войну, которая не щадила никого.

Памятник матери, поднявшей детей в одиночку, сельчане ставили всем миром, но это уже другая история. А та, что показывают в нашем театре, о более давнем времени. Многие сейчас стараются сохранить душевный покой, тщательно избегая тяжелой и страшной темы войны. Войны, которая унесла миллионы жизней, обескровила целые страны.

Но из песни, как и из истории, слов не выкинешь. И можно рассказать эту повесть или притчу (кто как осознает) разными способами. Методы, избранные постановщиками «Матери солдата», нам импонируют. Довоенная жизнь деревни с тяжелым трудом, но и с песнями-танцами, соседскими и семейными разговорами дается публике легко. Местами это задорно и весело. Но потом от тяжелой работы умирает муж Прасковьи Павел (актер Александр Кочудаев), и впервые пространство действия явственно делится на два уровня – земной и небесный. Героиня хочет уйти вслед за любимым, но тогда девять мальчиков остались бы без мамы…

В спектакле много интересных сценических решений: видео, снятое в Алексеевке, с лихвой заменяет декорации. Экраны из постиранного белья – и реальный быт, и некий символ той эпохи, и той истории. Когда маленькие рубашонки сменялись взрослыми, а потом белье становилось и бинтами, и саваном, и, как ни странно, приметой относительно благополучной жизни. В спектакле перед нами, как на ладони, тяжелая жизнь сельчан до и во время Великой Отечественной войны, женские и мужские судьбы.

Прасковью в молодости играет Анастасия Косарева, а в зрелом возрасте – Светлана Бабикова. Именно ей, матери уже взрослых сыновей, начинают приходить на них похоронки. Гибнет и самый младший и любимый Коленька (его взрослого тоже играет Александр Кочудаев, ведь он, по легенде, больше всех был похож на отца).

И вот к этому моменту в зале у большинства глаза «на мокром месте». Потому что вынести такую боль невозможно. А поворотный круг на сцене как неумолимый маховик времени, сменяет одну эпоху за другой, отодвигая эту близкую нам кинельскую историю на почти неосязаемое расстояние.

Но ведь потомки старших братьев Володичкиных (все, кроме Николая, до войны успели обзавестись семьями) и сейчас живут в Алексеевке и в Самаре. Прочесть о том, когда не выдержало сердце матери и сколько сыновей вернулось после войны, можно в открытых источниках. После спектакля вам, возможно, захочется посетить памятник Прасковье Еремеевне и музей в Алексеевке – со мной случилось именно так. Но также хотелось бы отметить, что не все слои этой пронзительной постановки прочитываются с первого раза. Есть о чем подумать, и однозначно это надо смотреть.

Символично, что спектакль «Мать солдата» будут играть в День России – 12 июня. Оба финальных фестивальных показа будут сопровождаться тифлокомментированием для слабовидящих и незрячих людей.

Янина Дрейлих, режиссер спектакля:

– Я благодарна команде постановщиков спектакля. Талантливые, искренние в творчестве люди! Они прошли со мной этот путь от реальной истории к сценическому воплощению: композитор Эдуард Тишин, хореограф Виктория Сердюкова, видеограф Николай Косарев, художники Яна Плотникова и арт-группа «Сады», художник по свету Юлия Стыдова. И конечно, драматург Александр Игнашов, благодаря которому мы и узнали о семье Володичкиных.

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы