Сталинские пятисотники: как труд ставропольчан помогал общему делу победы

О жизни Ставрополя-на-Волге в период Великой Отечественной войны на площадке краеведческого музея в рамках лектория рассказал кандидат исторических наук, главный специалист управления по делам архивов администрации г. Тольятти Дмитрий Янчарук. Часть информации, прозвучавшей на лекции, «ПС» публиковала в прошлогоднем праздничном номере, в материале «Себя не жалели, жалели детей». О других интересных деталях мы поведаем ниже.

Согласно архивным данным, к началу войны Ставропольский район обладал социально-экономическими перспективами и был фактически на передовой первых пятилеток. Это касалось развития сельского хозяйства, добычи нефти на территории района, планов по строительству гидроэлектростанции на территории Куйбышевской области. Предполагалось, что часть крупных проектов должны были быть реализованы уже к середине 40-х годов. Районная газета «Большевистская трибуна» публиковала материалы с заголовками «Соревнования нефтяников», «Стахановцы-животноводы» и так далее. Но в той же газете, в постоянной рубрике «Вой-
на в Европе, Азии, Африке», размещались и сводки с мировой арены. Люди готовились к тому, что война может прийти и на территорию Советского Союза. Например, в январе 1941 года вышла заметка о военизированном походе коммунистов Ставрополя с винтовками на лыжах с препятствиями.

Войну же ставропольчане встретили стихийным митингом в саду имени Воровского 22 июня 1941 года. На следующий день бюро ставропольского райкома ВКП(б) постановляет развернуть агитационную работу среди рабочих.

С 25 июня и вплоть до самой победы в газете стали печататься сводки с фронта. В сентябре бюро райкома постановляет организовать сбор теплых вещей, шерстяных носков и так далее. Так, в одной из газетных заметок сообщалось, что удалось собрать 516 пар носков, 20 полушубков, 19 пар валенок. При этом каждая семья готова была внести свой вклад в помощь фронту.

Трудовым фронтом стало выполнение производственного плана в сельском хозяйстве, от чего зависело продовольственное снабжение и Красной армии, и тыла. И буквально с первого года войны появились такие понятия, как трехсотники и пятисотники. Речь идет о тех, кто перевыполнял план за конкретный период вплоть до 500% от нормы. В Ставропольском районе таких было немало. Например, на страницах хрестоматии «Ставрополь-Тольятти в истории Самарского края» перечисляются имена трактористов-передовиков: Николай Маштаков, Николай Елясин, Иван Горшенин, Николай Сызранцев, Исмаил Мударисов, Леонид Банаев, Михаил Клочков, Иван Кошелев, Зинаида Семова, Михаил Варламов, Зинаида Герасимова, Анна Бурнаева. Все они во время посевной в той или иной степени давали результаты выше плана, экономя при этом горючее.

Интересными могут показаться некоторые обстоятельства и добычи нефти на территории Ставропольского района. С учетом важного значения сырья для военной промышленности, на бурильщиков была бронь, их не призывали. Однако многие ушли на фронт добровольцами. И вопрос кадров в нефтяной отрасли стоял не менее остро, чем в других. В результате было принято решение привлечь к работам представительниц упраздненной автономии немцев Поволжья. Немок поселили в Жигулевских горах, где разместили по квартирам. При этом они не были репрессированными. Но нетрудно предположить, каково могло быть отношение к ним на фоне вероломного вторжения немецко-фашистских захватчиков. Тем не менее они выполняли поставленные перед ними задачи. В целом трудовым коллективам, которые были задействованы на нефтяных объектах с начала 1941 года, к началу 1944-го удалось в пять раз увеличить добычу важного для промышленности сырья.

Все это лишь небольшая часть истории тыла Ставрополя-на-Волге во время Великой Отечественной войны. Возможно, благодаря труду работников городского архива в будущем мы сможем узнать новые подробности того, как ковалась победа.

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы