Дело о нарушении закона о защите конкуренции Федеральной антимонопольной службой было возбуждено в июле 2024 года, после того как в управление поступили материалы прокуратуры г. о. Тольятти по вопросу синхронного повышения стоимости проезда в общественном автомобильном транспорте по нерегулируемым тарифам со стороны коммерческих организаций: ООО «Росвэн», ООО «Зеленоглазое такси», ООО «Гранд-Авто», ООО «Экспресс-Сити», ООО «Альянс», ООО «Спринтер», ООО «ИмпериалАВТО», ООО «РТ-Запчасть», ООО «Тантал», ООО «Тандем».

Так, в период с 17 октября 2023 года по 4 ноября 2023 года стоимость проезда была установлена в размерах 37 рублей (внутрирайонные перевозки в г. о. Тольятти) и 40 рублей (межрайонные перевозки в г. о. Тольятти). С 9 по 20 апреля 2024 года стоимость была увеличена организациями до 40 рублей (внутрирайонные перевозки в г. о. Тольятти) и 42 рублей (межрайонные перевозки в г. о. Тольятти). А в период с 30 мая по 6 июня 2024 года стоимость проезда стала 43 рубля (внутрирайонные перевозки в г. о. Тольятти) и 45 рублей (межрайонные перевозки в г. о. Тольятти).
Однако такая синхронность всех перевозчиков считается серьезным нарушением.
«В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен, тарифов, скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок», – разъясняют специалисты антимонопольной службы.
В рамках рассмотрения дела проведено исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг регулярных автомобильных перевозок пассажиров по нерегулируемым тарифам в г. о. Тольятти.
Согласно представленным письменным пояснениям, ООО «Зеленоглазое такси» причиной повышения стоимости проезда назвало закупку нового подвижного состава, увеличение цены автобусов, рост стоимости страхования (ОСАГО, КАСКО), процентных ставок по лизингу и стоимости запасных частей, ГСМ и коммунальных платежей. Также, по заявлению данной организации, выросли ее расходы на установку ГЛОНАСС, систем оповещения (звуковая и световая (бегущая строка), закупку переносных контроллеров (валидаторов) и программного обеспечения для обслуживания валидаторов. Правда, рабочими эти валидаторы (приборы для безналичной оплаты проезда и проезда по соцкартам) никто из пассажиров так и не увидел.
По информации же от ООО «Альянс», ООО «Тандем», ООО «Экспресс Сити», ООО «Спринтер», ООО «Тантал», ООО «РТ-Запчасть», повышение цен на перевозку пассажиров обусловлено увеличением транспортных расходов и снижением пассажиропотока.
Как указывают хозяйствующие субъекты, увеличение затрат, необходимых для осуществления регулярных перевозок, а именно – увеличение заработной платы сотрудников (ежегодная индексация заработной платы), стоимости дизельного топлива, горюче-смазочных материалов, запасных частей к автобусам, страховки ОСАГО, страховки жизни и здоровья пассажиров, расходы на содержание техсредств согласно лицензионным требованиях ГЛОНАСС, сотовую связь, интернет, расходы на программное обеспечение и т. д. плюс снижение пассажиропотока привели к убытку по результатам 9 месяцев 2023 года.
Согласно пояснениям ООО «Гранд-авто», повышение стоимости перевозки пассажиров обусловлено убытками в условиях пандемии, а также значительным удорожанием ГСМ и стоимости ремонта транспортных средств, увеличением расходов на закупку автозапчастей, автошин, оборудования и других материалов для эксплуатации транспортных средств. Кроме того, общество отмечает существенное увеличение затрат на страхование жизни и здоровья пассажиров, стоимость полисов ОСАГО.
Согласно пояснениям, представленным ООО «Росвэн», произошло повышение затрат, необходимых для осуществления регулярных перевозок, таких как увеличение заработной платы, ГСМ, дизельного топлива, запасных частей и других расходов.
Справка
Картель – группа субъектов рынка, заключивших между собой соглашение с целью контроля объемов производства и сбыта товара, а самое главное – уровня цен. Фактически картель – это монополия: компании действуют в одной отрасли, сбалансировано влияя на цену продукта и обеспечивая себе максимальную прибыль.
Комиссией в ходе рассмотрения дела были проанализированы эксплуатационные показатели маршрутов, на которых хозяйствующие субъекты осуществляли деятельность по перевозке пассажиров в Тольятти.
«Исходя из имеющихся документов и сведений, можно сделать вывод, что указанные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность по нерегулируемым тарифам разных маршрутов, различной протяженности, с применением различного класса и количества единиц ТС. В свою очередь обоснованность единовременного изменения стоимости проезда в едином значении ответчиками не представлено. Кроме того, следует отметить, что вероятность синхронного установления цен независимыми хозяйствующими субъектами на одном уровне минимален», – делают заключение эксперты ФАС.
Фактические обстоятельства свидетельствует о скоординированности и активности действий хозяйствующих субъектов. При этом подобные единообразие и активность действий не свойственна предпринимателям-перевозчикам в силу того, что данные хозяйствующие субъекты являются между собой конкурентами. Из вышеуказанного следует, что конкуренты пришли к соглашению о необходимости повышения стоимости проезда с целью достижения определенной цели, которая является благоприятной для каждого из участников такого соглашения.
Оценив все имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия ООО «Росвэн», ООО «Зеленоглазое такси», ООО «Гранд-Авто», ООО «Империал-АВТО», ООО «РТ-Запчасть», ООО «Тантал», ООО «Экспресс-Сити», ООО «Альянс», ООО «Спринтер», ООО «Тандем» следует квалифицировать по п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Теперь тольяттинским коммерческим перевозчикам грозят существенные штрафы. Однако, скорее всего, решение ФАС будет опротестовано, разбирательства могут затянуться на неопределенный срок.
Проверят на соблюдение маршрута
В начале февраля «ПС» направила в адрес министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Сергея Карпова запрос относительно работы межмуниципального маршрута № 190. Соответствующие автобусы должны следовать из поселка Приморского Ставропольского муниципального района по городу Тольятти до ОП «КВЦ» через остановки: «Ул. Советская», «Московский пр-т», «Ул. Заставная», «Южное шоссе», «Ул. Полякова», «Ул. 70 лет Октября», «Ул. Тополиная», «Ул. 40 лет Победы», «Ул. Жукова», «Б-р Приморский». Согласно данным реестра, перевозчиком выступает ООО «Тантал».
Однако фактически автобусы перевозчика не доезжают до Приморского, делая круг лишь по Автозаводскому району, о чем, например, может свидетельствовать и сервис «Яндекс. Карты».
Еще в начале февраля корреспондент «ПС» с целью убедиться, что автобусы маршрута № 190 действительно не заезжают в Приморский, проехался на двух автобусах. Сев на остановке в 11-м квартале, на Приморском б-ре, он поинтересовался у водителя, доедет ли он до поселка Приморского. Водитель ответил отрицательно, сообщив, что автобус поворачивает на Московский пр-т.
Доехав до Московского пр-та, корреспондент «ПС» сел на автобус в обратном направлении. Здесь на вопрос о том, доедет ли он в поселок Приморский, водитель посоветовал пересесть на 313-й маршрут. А автобус № 190 после Московского пр-та повернул на Приморский б-р по направлению к улице Революционной. Из этого можно сделать вывод, что автобусы ООО «Тантал» не заезжают в поселок Приморский, а значит, организация не соблюдает требования по обеспечению перевозок на маршруте, что, очевидно, является нарушением.
«По информации министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, проверка указанного в запросе маршрута не проводилась в связи с отсутствием жалоб со стороны населения. По результатам рассмотрения запроса газеты «Площадь СВОБОДЫ» перевозчику направлено предостережение о необходимости выполнения маршрута в полном объеме. Также будет проведена проверка работы маршрута. В случае невыполнения обязательств перевозчику будет направлено уведомление об отзыве свидетельства на маршрут и объявлен поиск нового перевозчика», – сообщили в ведомстве в ответ на запрос.
Чуть позже «ПС» поинтересовалась, какая реакция от перевозчика поступила на предостережение.
«В марте 2025 года министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области запланировано проведение мониторинга соблюдения установленной схемы движения по маршруту № 190. В случае невыполнения обязательств перевозчику будет направлено уведомление об отзыве свидетельства на маршрут и объявлен поиск нового перевозчика. Также сообщаем, что, по информации министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, ответ от ООО «Тантал» на направленное предостережение в адрес министерства не поступал», – сообщили в правительстве Самарской области на наш запрос.
Очевидно, что о результатах проверки станет известно уже в апреле.