Театр «Колесо» свой 35-й сезон открыл спектаклем об основателе Ставрополя-на-Волге Василии Татищеве
Пьеса была написана с третьей попытки (первые две были в 2007 и 2012 годах) заведующим литературной частью театра, драматургом, кандидатом филологических наук Александром Игнашовым.
Вопрос не прозвучавший, но буквально витающий в зрительном зале: «Татищев и мамонты? С чего бы это вдруг? Актуальнее ничего не нашлось?» Видимо, не нашлось, так как о коронавирусной инфекции и специальной операции на Украине еще ничего никем не написано, поэтому и было решено взглянуть на современные проблемы через историческую призму. Но и социальный заказ можно выполнять по-разному: можно спустя рукава и для галочки, а можно с душой и креативно. Татищев в исполнении коллектива театра «Колесо» как раз второй случай. И в этом удача жителей и гостей Тольятти.
Замолвили слово о Татищеве
Художественный руководитель театра Наталья Дроздова на пресс-конференции, предварявшей показ спектакля, сообщила, что их «Татищев с мамонтами» – первая постановка об этом историческом персонаже как в России, так и в мире. До этого данный господин мелькал на экранах телевизоров исключительно фоном, и в нашем регионе решили исправить эту несправедливость. По мнению создателей, обращение к подобной теме в год 285-летия города и в юбилейный сезон театра очень символично. Написанная Александром Игнашовым специально для театра «Колесо» пьеса «Сказание о звере мамонте» основана на неизвестном для широкой публики историко-архивном материале, текстах научных трудов Василия Татищева, в том числе его «Истории Российской», на мемуарах ХVIII века. Название пьесе дала единственная книга Василия Татищева, изданная при его жизни, – «Сказание о звере мамонте».
И как все-таки звезды сошлись: режиссером-постановщиком этой пьесы стал ученик Глеба Дроздова Вадим Романов. На сегодняшний день Романовым поставлено более 70 спектаклей. В настоящее время он руководит Ленинградским областным драматическим театром «Апрель». На пресс-конференции Вадим Романов признался, что был крайне удивлен звонком Натальи Дроздовой, но увидел в этом перст судьбы, так как буквально в это же время руководство «Апреля» мечтало найти материал для постановки спектакля о Татищеве, построившем Олонецкие верфи. Именно с ее стапелей в 1703 году сошел первый корабль Балтийского флота Российской империи – «Штандарт». Приглашение из далекого Тольятти для работы над спектаклем почти на ту же тему Романов счел мистическим и согласился не раздумывая.
– Татищев как герой – каким вы его увидели? – спросили режиссера. И услышали, что работа над спектаклем началась с краеведческого музея. Экскурсовод рассказывает о Татищеве и говорит, что этого государственного деятеля звали неподкупным. «Это весьма редкое явление на Руси того времени (и не только того) – неподкупный! Вот из этого неподкупного и родился образ Татищева. Человека, которого гнобят, на которого доносят, которого подставляют, а он все равно идет, как некий ледокол. Он идет, он честно выполняет свою миссию – служение Родине. Вот так и возник этот образ. Вы застанете его в последние минуты жизни. Весь спектакль – это искушение. Героя искушают властью, любовью, выбором. И вот через эти корабельные ребра, шпангоуты, как ребра мамонта, который должен появиться, и он появится. На мой взгляд, автор пьесы Александр Игнашов написал очень современную пьесу. Она ассоциативно очень современным языком написана, и становится понятно, что история циклична», – делится режиссер секретами своей работы.
Первые впечатления
Понравилась сценография. Остовы кораблей, которые легко можно передвинуть: они быстро становятся или фоном, или подмостками, где разыгрывается очередной диалог. Хороша и поющая актриса, которая, как сказительница, появляется между сценами и придает эмоциональный и национальный окрас всему действу. Понравился образ Анны Иоанновны, совсем не похожий на хрестоматийный образ жестокой ведьмы на троне, и господин Брюс, способный и на воинские подвиги, и на колдовские опыты. А еще есть старик-слуга поместья Татищева, и офицер-курьер из Петербурга… Но где же сам господин Татищев? Автор написал своему герою исключительно мало слов. В большинстве своем он слушает, иногда дает реплики, которые никак не проясняют ни его характер, ни эмоциональное состояние.
В исполнении Андрея Амшинского, который играет и будет играть его один, Василий Татищев совершенно не совпал с моими ожиданиями. Коротко, если Василий Никитич и «птенец гнезда Петрова», в чем меня убеждали авторы, то, судя по пьесе, далеко не орел. А жаль. В целом эмоциональной волны со сцены я не дождалась: весь спектакль скорее был иллюстрацией неких исторических фактов, чем куском жизни, позволяющей душой соприкоснуться с великим. Не получилось. Но все же хочу сказать, что если спектакль станет для вас поводом обратиться к биографии нашего земляка Василия Татищева, то можно считать, что театр «Колесо» со своей задачей – сеять разумное и воспитывать патриотов – справился.
В тему
Классика жанра
Что касается 35-го сезона в целом, то его слоган – «Классика жанра». Как вы понимаете, курс театра в этом году пролегает через проверенных авторов мировой литературы. Уже в октябре в театре приступают к репетициям спектакля по пьесе Александра Островского «Блажь», тем более что в 2023 году грядет большой юбилей Островского – 200 лет со дня рождения. Пьеса с интересной интригой, режиссер – Алексей Доронин из Москвы. Премьера спектакля запланирована 9-10 декабря. Параллельно Вадим Романов начал репетировать сказку «Царевна-лягушка», которую покажут на новогодние каникулы. И дальше будет очень интересная работа по пьесе Карло Гольдони «Венецианские близнецы». Будет она ставиться по канонам комедии масок. И в данном случае режиссер проекта – Вадим Романов. Премьеру мы увидим 27 марта. Кроме того, ведутся переговоры с Игорем Касиловым, который сделал очень интересную инсценировку по пьесе Ростана «Сирано де Бержерак» и готов довериться ее поставить коллегам из «Колеса». В перспективе на следующий сезон – пьеса Горького «На дне».
Людмила Кислицына
mail-ps@mail.ru