В 2024 году по решению президента РФ перечень национальных проектов страны пополнился новым – «Беспилотные авиационные системы». Он был утвержден 26 декабря 2023 года. Объем финансирования из федерального бюджета до 2030 года составит 696 млрд рублей. Ожидается, что в 2024 году на нацпроект выделят 46,4 млрд рублей, в 2025-м – 117 млрд рублей, а в 2026-м – 149 млрд рублей. К концу этого срока планируется производить 32,5 тыс. гражданских авиабеспилотников в год.

Предполагается, что нацпроект объединит в себе пять федеральных проектов, разработанных Минпромторгом, Минтрансом и Минобрнауки РФ. Речь идет о проектах «Стимулирование спроса на отечественные БАС», «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих», «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС», а также о проекте по аэронавигации и программе обеспечения кадрами для беспилотных авиационных систем (БАС).
По словам первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, поставлена задача по разработке развернутого плана производства разных типов беспилотников, ориентированного в том числе на удовлетворение государственного гражданского заказа.
«Среди мероприятий, которые запланированы на 2024 год, – обеспечение работы четырех научно-производственных центров (НПЦ) для разработки и производства беспилотников в регионах. В 2025 году их число должно вырасти до 15, а к 2030 году – до 48», – отметил Андрей Белоусов.
Разработка и производство
Летом 2023 года в Самарской области зарегистрирован первый региональный НПЦ с полным циклом работы, от разработки, проектирования и проведения летных испытаний до серийного производства, подготовки кадров, постпродажного обслуживания, сервиса и создания сети использования. А в конце декабря 2023 года компания «Транспорт будущего» в ОЭЗ «Тольятти» запустила производство беспилотников на новом заводе по производству БАС. Как сообщила пресс-служба компании, первая очередь завода будет производить агродроны модели «Гектор S-80», а также станет учебным центром и центром компетенций в области точного земледелия с использованием дронов.
Напомним, о начале строительства завода в рамках кластера по производству БАС в Самарской области было объявлено в апреле 2023 года. Компания «Транспорт будущего» уже вложила в разработку моделей БАС и в строительство инфраструктуры в Тольятти более 3 млрд рублей, а общий объем инвестиций в проект составляет более 7 млрд.
«Кластер БАС «Транспорта будущего» в Самарской области предполагает реализацию всей цепочки внедрения БАС в отрасли государства: разработку и производство отечественных комплектующих, испытания, сертификацию, отработку концепций коммерческого применения, сервисное и техническое обслуживание БАС», – пояснил генеральный директор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко.
Вторая очередь завода будет запущена к июлю, третья – в декабре 2024 года. Всего в рамках производственной площадки будет налажен выпуск 7 моделей дронов, а также ключевых комплектующих БАС для все отрасли РФ: винтов, двигателей, драйверов, полетных контроллеров, корпусных деталей. В 2024 году компания планирует произвести более 1,5 тыс. агродронов и других типов БАС массой более 10 кг.
Кстати
Использование беспилотников для инспекции состояния энергосетей позволило сократить сроки проведения таких проверок в 5 раз. Вовремя выявленные повреждения снизили риск возникновения аварий на сетях в 8 раз. В картографии и кадастре использование беспилотников уменьшило стоимость комплексных работ на 20%. В сфере экологического контроля БАС позволяют выявлять в 4 раза больше нарушений при том же штате инспекторов.
Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности
Осенью прошлого года правительство РФ установило экспериментальный правовой режим (ЭПР) для эксплуатации БАС в Самарской области. Он будет действовать три года и позволит проводить коммерческую воздушную перевозку грузов и авиационные работы, например, по защите сельскохозяйственных культур от вредителей и охране лесов от пожаров.
«В рамках ЭПР в Самарской области впервые будут тестироваться как легкие, так и тяжелые беспилотники – массой более 30 кг. Планируется порядка 18 тыс. полетов. Их результаты будут использовать для подтверждения эффективности технологических решений и доработки дронов, которых производит самарский научно-производственный центр, созданный в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы», – заявил директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития России Владимир Волошин.
Он добавил, создание ЭПР подразумевает комплексное изучение, моделирование и тестирование цифровой среды для отработки типовых бизнес-миссий применения БАС и их встраивания в общее воздушное движение в интересах новых видов бизнеса, связанных с оказанием услуг с помощью беспилотных технологий.
«Одна из ключевых задач – отработка механизмов безопасного и эффективного использования БАС в воздушном пространстве с ориентацией на реальную текущую обстановку в регионе, – отметил генеральный директор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко. – С введением ЭПР Самарская область стала одним из первых регионов в России, где работа всех БАС будет систематизирована и автоматизирована. Это не только повысит безопасность полетов аппаратов, но и обеспечит важный вклад в развитие всей отрасли».
Для обеспечения эффективного и безопасного применения БАС в рамках ЭПР предусматривается введение в эксплуатацию системы управления опытным районом, которая включает применение цифровой платформы «Небосвод» и сервиса «Ранавиа» – они обеспечат организацию и безопасность полетов беспилотников.
Подготовка кадров
В 2024 году в 30 пилотных регионах России школы и колледжи оснастят для занятий по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов на совещании с регионами – участниками проекта.
«Много регионов прислали нам заявки на участие в проекте, в качестве пилотных мы выбрали 30 наиболее подготовленных, где будут созданы центры практической подготовки по беспилотным авиационным системам. Важно соединить в школе эту работу с такими предметами, как основы безопасности и защиты Родины и труд. В колледжах это направление необходимо тесно связать с проектом «Профессионалитет». Все образовательные организации должны работать в единой системе», – объяснил Сергей Кравцов.
Предполагается, что в каждом регионе к колледжу будут прикреплены от 17 до 20 школ для организации совместной работы. В нашей области отобрано 18 учреждений, под каждое из них подготовлены планы зонирования и оснащения беспилотниками. Будет разработано 20 различных учебных модулей с использованием цифрового образовательного контента для внедрения их в образовательные процессы.
Для полноценного функционирования центров и кружков будет организовано повышение квалификации педагогических работников. В 2024 году планируется подготовить 2450 педагогов для школ и колледжей. В рамках нацпроекта модули по БАС будут разработаны и внедрены в образовательные программы общего и среднего профессионального образования, а также основные программы профессионального обучения. В 2024 году в России должно появиться 4450 образовательных организаций с такими программами, а к 2030 году их число должно вырасти до 42800 штук.
– Перед нами очень высокая планка: до 2030 года необходимо подготовить не менее 1 млн специалистов, чтобы решить те задачи, которые поставил президент. Эта работа предполагает три ключевых направления. Первое – подготовка кадров. Второе – создание образовательных программ, и в эту работу уже активно включилось профессиональное сообщество. Третье направление – оснащение школ и колледжей необходимым оборудованием, – приветствовал участников совещания первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов.
Дмитрий Азаров, губернатор Самарской области:
– В Самарской области представлены компетенции по всем стадиям жизненного цикла отрасли развития БПЛА: от генерации идей, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до производства беспилотников, комплектующих, использования конечного продукта. Мы поддерживаем и будем поддерживать впредь проект, который станет передовой технологической площадкой, где будут тестироваться и внедряться инновационные решения в сфере беспилотной авиации по многим направлениям.