Обход Тольятти на второй день после открытия встал в пробке

На этой неделе то, о чем так долго говорили власти, свершилось: были открыты для транспорта новый мост, в народе называемый Климовским, и 100-километровая трасса «Обход Тольятти». Новый участок дороги начинается с трассы М-5 возле села Зеленовка и в объезд ГЭС через новую волжскую переправу ведет к той же М-5 «Урал». Там организован выезд на магистраль в километре севернее села Троицкого.

Обход Тольятти на второй день после открытия встал в пробке

Новый мост – новые возможности

Старт движению дал президент РФ Владимир Путин в режиме видеоконференцсвязи. В один день глава государства открывал сразу две крупные транспортные артерии. Одна – в Самарской области, другая – в Тверской.

Мы открываем новые участки важнейших дорог России. Тем самым делаем еще один шаг в укреплении транспортной, экономической связанности регионов, в развитии эффективной логистики и безопасной дорожной сети, в формировании перспективных международных транспортных коридоров и главное – в повышении качества жизни людей. Потому что транспорт, логистика – это всегда основа, база для повышения экономической активности, а значит, и качества жизни, – сказал Владимир Путин.

Вячеслав Федорищев в режиме видеосвязи обратился к главе государства: «Благодаря вашему поручению, которое вы дали в 2017 году, данная дорога попала в комплексный план развития магистральной инфраструктуры Российской Федерации. Порядка 100 км новой, безопасной дороги, а также – уникальное событие для нас всех – первый мост через реку Волгу в Самарской области уже сегодня готовы к открытию. Для более 2 млн 700 тыс. жителей, которые входят в Самарско-Тольяттинскую агломерацию, это важнейший шаг, ведь до сих пор все движение осуществлялось через плотину Жигулевской ГЭС. Были определенные ограничения, которые сейчас, именно сегодня, будут «расшиты».

Руководитель области подчеркнул, что открытие этих объектов важно для развития экономического потенциала Тольятти и Самары: «Наши предприятия, наши гиганты, такие как АВТОВАЗ, наша особая экономическая зона получат новые возможности для развития, в том числе для развития экспортного потенциала. Мы с коллегами, со всеми предприятиями планируем увеличить экспортный потенциал в 1,5 раза благодаря открытию данной магистрали».

Кроме того, новые инфраструктурные объекты будут способствовать развитию туристического потенциала региона, в том числе большей доступности национального парка «Самарская Лука» и Жигулевского природного заповедника.

«Самарскую область знают и любят во всей стране. К нам приезжают все больше и больше жителей со всех уголков России. И благодаря данной дороге с большей доступностью, безопасностью можно будет попасть в национальный парк «Самарская Лука», а также во множество небольших исторических поселений, которые ждут всех жителей Российской Федерации», – отметил Вячеслав Федорищев.

Справка

Строительство объекта стартовало в 2019 году в рамках государственно-частного партнерства. Региональное правительство заключило соглашение с концессионной компанией «Обход Тольятти». Протяженность новой трассы «Обход Тольятти» – почти 100 км. Она поможет сделать дорожное движение более комфортным и безопасным, разгрузить плотину Жигулевской ГЭС, повысить пропускную способность трассы М-5 «Урал», сократить время пути до Москвы. Автомобильный мост через Волгу – первый в регионе, он имеет длину более 3,7 км и вошел в десятку самых протяженных инженерных сооружений России.

Нет сил ждать

Новый участок дороги должны были запустить еще в последних числах июня, но врио губернатора Вячеслав Федорищев дал команду не делать этого, пока не будут устранены все 44 замечания Ростехнадзора.

Все замечания, которые были выданы ранее, необходимо проверить – устранены они или нет. Если системно не устранены, тогда итоговая проверка может задержаться. Мы не будем подгонять ввод объекта, пока не устранят все замечания, – заявил Вячеслав Федорищев в июне этого года. – Технологическая безопасность превыше всего. Жизнеобеспечение этого инфраструктурного объекта, очень важного, стратегического, очень дорогого, – в первую очередь.

Однако открытие обхода Тольятти вынудили форсировать обстоятельства. Летние автомобильные пробки на плотине Жигулевской ГЭС – многолетние страх и боль многих тольяттинцев и жигулевцев, которые часами простаивают в заторах по дороге на дачу или на работу. Летом через плотину движение очень интенсивное, к дачниками и фурам присоединяется поток автомобилистов-отпускников, двигающихся на черноморские курорты.

Госавтоинспекция пытается разрулить ситуацию, ограничив движение большегрузного транспорта через ГЭС в выходные дни. Однако в этом году ситуация усугубилась начавшимся ремонтом федеральной трассы. С 8 июля на участке трассы М-5 «Урал», который проходит по плотине Жигулевской ГЭС (км 970+480 – км 971+890), начались дорожные работы. Образовался колоссальный затор. Очередь из автомобилей растянулась от Зеленовки на этом берегу Волги до села Валы на стороне Жигулевских гор. Ожидание переправы занимало от 6 до 8 часов.

На оперативном штабе по ситуации с заторами на трассе М-5 в районе Жигулевской ГЭС Вячеслав Федорищев пояснил, что заблаговременно запланированные дорожные работы на плотине ГЭС откладывать было никак нельзя. «С 1 сентября, если бы ремонт не был выполнен, пришлось бы перекрыть плотину полностью, полностью парализовать движение. Это связано с вопросами безопасности», – уточнил врио губернатора.

Как сообщил начальник управления Госавтоинспекции ГУ МВД РФ по Самарской области Юрий Некрасов, на месте сотрудниками ведомства вместе с «Поволжуправтодором» велась работа по поиску компромиссных вариантов, организации реверсивного движения, однако эти решения принципиально ситуацию не поменяли. 

В итоге с 12 июля на данном участке ввели ограничения для грузового транспорта общей массой более 3,5 т с 6.00 до 22.00 ежедневно до 1 сентября. Водителям грузовиков предложили объездные маршруты по другим федеральным трассам. Однако напряжение на дороге не сильно снизилось. Фуры стали выстраиваться вдоль трассы, зачастую занимая всю правую полосу дороги.

Факт

Строительство обхода Тольятти – моста и новой дорожной трассы – обошлось в 150 млрд рублей. Расходы несли как государство, так и частный инвестор.

Нестандартные подходы

Открытие нового моста и трассы «Обход Тольятти» больше никак нельзя было откладывать. 13 июля обход Тольятти получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области выдало соответствующее разрешение.

Первыми на мост зашли батюшки. 16 июля в первой половине дня прошел обряд освящения: новое инженерное сооружение, протяженностью 3,7 км, окропили святой водой. В официальном телеграм-канале, посвященном обходу Тольятти, это действие объясняется так: «Уверены, что дорога теперь будет еще безопаснее и позволит быстрее реализовывать рабочие задачи, добираться до ваших близких и путешествовать». Однако надежды на такой неординарный метод повышения безопасности дорожного движения на новой трасе не оправдались: уже на следующее после освящения утро на новой дороге случилось первое ДТП – фура улетела в кювет.

Обновили трассу

В день открытия журналист «ПС» также решил протестировать дорожный объект и проехался по новой трассе. На въезде со стороны села Зеленовка расположен пункт приема оплаты за движение. Пока, как заявил врио губернатора, деньги за проезд не взимаются. Специальный автомат выдает талон, после чего открывается шлагбаум – и путь открыт. Надо сказать, что вечером 16 июля было немало тольяттинцев, которые решили также попробовать проехаться по новой дороге. Но, ожидаемо, больше всего среди участников движения было дальнобойщиков.

Обход Тольятти на второй день после открытия встал в пробке

Важно, что на трассе есть благоустроенные места для отдыха. Здесь расположены скамейки, беседки, урны, парковки, а также туалеты. На одном из таких пунктов корреспондент «ПС» пообщался с водителями большегрузов. Группа дальнобойщиков направлялась из Казахстана в Москву. Попробовать трассу решили, чтобы не стоять до позднего вечера на ГЭС. К тому же пока трасса бесплатная, можно оценить, насколько движение по ней выгоднее по времени. Еще один водитель большегруза, Махмуд, ехал также в столицу, но из Таджикистана. «Меня гаишники завернули сюда. Первый раз услышал про эту дорогу», – с улыбкой поделился водитель. Он отметил, что позже о новом пути расскажет своим товарищам.

На путь от Зеленовки до съезда в районе особой экономической зоны журналистом «ПС» было затрачено около 30 минут. При этом разрешенная скорость на участке составляет 110 км/ч. В этой связи логично было бы посмотреть на ситуацию на участке трассы, идущей мимо Жигулевской ГЭС, после открытия обхода Тольятти. Так вот, вечером 16 июля, судя по данным сервиса «Яндекс.Карты», на проблемном участке был небольшой затор, который даже не выходил за границы ГЭС. Аналогичная ситуация наблюдалась и утром 17 июля. Таким образом, как минимум на начальном этапе можно сделать вывод о том, что новая дорога свою функцию (разгрузить М-5) выполняет.

Зато уже к обеду 17 июля на обходе Тольятти со стороны Зеленовки выстроилась здоровенная автомобильная пробка, большую часть которой составляли большегрузы. Видимо, среди дальнобойщиков информация передается очень быстро.

Кстати

Максимальные расценки за проезд по всей протяженности обхода Тольятти для малолитражек и мотоциклов составят 270 рублей. Для небольших грузовиков и крупных внедорожников (более 8 мест) – 550 рублей. Оплата для двухосных автобусов и грузовиков составит 1110 рублей, для трехосных – 1660 рублей.

Ни пройти ни проехать

Первое разочарование, которое появилось у местных жителей, – попасть на новую дорогу или съехать с нее можно только в трех точках: возле Зеленовки, на пересечении с трассой Тольятти – Ягодное или на примыкании к дороге М-5 на подъезде к Ульяновску. Остальные построенные транспортные развязки (такие, например, как на пересечении с Хрящевским шоссе) названы техническими. И предназначены они не для движения автомобилей, а для запуска на скоростную трассу машин экстренных служб. Все же остальное время они должны быть перекрыты.

Хотели как лучше – получилось как всегда. Жители села Шигоны, живущие возле дороги, но не имеющие возможности воспользоваться ею, оперативно пожаловались: «Новый мост на трассе «Обход Тольятти» открыли, а съезды в Шигонах так и не обустроены. Хотя там асфальт постелить – дело одного дня, метров 100. Да даже такое покрытие устроит людей ближайших сел. Почему жители области не могут пользоваться мостом?»

Ситуацию тут же прокомментировали в областном Минтрансе: «Совместно с концессионером прорабатываем реализацию данных съездов. Необходимо разработать схему организации дорожного движения совместно с ГИБДД, выполнить устройство переходно-скоростных полос, а также установку пункта взимания платы. О сроках открытия съездов сообщим дополнительно».

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы

Больше на Газета Площадь Свободы

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше