Не оригинально: независимые эксперты дали оценку аудиозаписям по уголовному делу экс-прокурора Сызрани

Суд по уголовному делу экс-прокурора Сызрани Вадима Федорина перешел к  рассмотрению доказательств стороны защиты

Не оригинально: независимые эксперты дали оценку аудиозаписям по уголовному делу экс-прокурора Сызрани

Напомним, подсудимый, который ранее также возглавлял прокуратуру Комсомольского района Тольятти, обвиняется в покушении на получение взятки. Вместе с ним по делу проходят сызранский предприниматель Юрий Романчев и тольяттинский адвокат Дмитрий Фомин как посредники в передаче взятки Вадиму Федорину. По версии следствия, денежные средства в размере 3 млн рублей подсудимые яко-бы пытались получить от учредителей, одновременно являющихся руководителями сызранской медицинской клиники ООО «Гиппократ» Сергея Котючего и Андрея Сибряева.

26, 29 июня и 3 июля участники процесса допросили в качестве специалистов и заслушали заключения независимых экспертов, которые касались ауидиозаписей, представленных в материалах дела. Речь идет об аудиоматериалах, которые содержат якобы переговоры подсудимых по вопросу получения взятки. Впрочем, еще на стадии предварительного следствия Вадим Федорин и его защита подвергли сомнению достоверность аудиозаписей. Тогда же они обращались к следователям с ходатайством о приобщении результатов заключений специалистов. Однако следователем следственного управления Седственного комитета РФ по Самарской области Морозовым Е. В. им было в этом отказано. В результате защита Федорина добилась того, что результаты были озвучены уже на судебных заседаниях. Соответствующие ходатайства Федорина и его защитников были удовлетворены судьей Натальей Ереминой вопреки позиции гособвинения.

Так, на судебном заседании 26 июня был допрошен в качестве специалиста эксперт Центра независимой экспертизы на автомобильном транспорте г. Самары Антон Колмыков, имеющий высшее техническое образование, прошедший специальную подготовку по компьютерной технике  и программному обеспечению и получивший квалификацию эксперта по компьютерно-технической экспертизе, ранее работавший в экспертно-криминалистическом центре при ГУВД Самарской области.

Допрос Колмыкова основывался на его заключении по представленным и исследованным  им двум аудиофайлам, на которых содержались разговоры между подсудимыми Федориным и Романчевым 12 и 14 июля 2021 года, то есть накануне задержания Вадима Федорина. Согласно выводу эксперта, подтвержденному на судебном заседании, представленные ему для исследования аудиофайлы не являются аутентичными, то есть полученными непосредственно с устройства, которым велась запись. «Представленные на исследование файлы являются файлами после их модификации программно-аппаратными средствами», – говорится в заключении специалиста.

Кроме этого, в ходе судебного заседания эксперт обратил внимание суда на файл записи от 12 июля 2021 года, который, исходя из его спектрограммы, свидетельствует о том, что он имеет признаки сборки из 9 частей. Также, пояснил эксперт, после увеличения спектрограммы данного файла обнаружены уже «11 участков фонограммы со следами, которые не являются звуком или помехой от электромагнитных излучений, а являются частными признаками – следами от воздействия программно-аппаратных средств на фонограмму». Также исследованием данного файла «установлены признаки сборки файла из частей и обработка файла с применением различных фильтров. Это свидетельствует о том, что файл не является  аутентичным файлом со звукозаписывающего устройства, а является файлом, экспортированным из аудиовидеоредактора после модификации первоначальной фонограммы».

Аналогичное заключение эксперт сделал и при исследовании файла записи от 14 июля 2021 года, установив признаки его сборки из 6 частей.

Еще один независимый эксперт – из ООО «Центр судебной экспертизы «ЕСИН» Андрей Цыганов (Нижний Новгород), имеющий высшее образование, прошедший профессиональную переподготовку по программе «Судебная экспертиза видео- и звукозаписей» с правом на ведение профессиональной деятельности по специальности «Судебная экспертиза видео- и звукозаписей», прошедший повышение квалификации по дополнительной программе «Исследование видеозаписей», имеющий квалификацию судебного эксперта и стаж экспертной работы с 2012 года, – был допрошен на судебном заседании в качестве специалиста 3 июля. Он ответил на вопросы по его же заключению, которое также касалось двух аудиофайлов, содержащих разговоры между подсудимыми Федориным и Романчевым 12 и 14 июля 2021 года. Андрей Цыганов сделал вывод, что в обеих фонограммах имеются признаки изменений: в файле от 12 июля – 13 изменений, в файле от 14 июля – 6 изменений. А в результате исследования служебной информации и метаданных обоих файлов экспертом были «выявлены отметки, которые могут являться признаками монтажа и/или других изменений, внесенных после окончания фонограммы с помощью программного обеспечения, используемого для обработки звуковых сигналов».

Кроме этого, эксперт указал на случаи аномального изменения акустической обстановки. Для понимания, как пояснил эксперт, акустическая обстановка включает в себя акустические события – например, звук проезжающей машины, шаги, шум ветра и так далее. Под аномальным же подразумевается внезапное изменение фонового шума. Это, по мнению эксперта, также может быть признаком монтажа.

Схожие выводы были и у государственного судебного эксперта ФБУ Саратовская ЛСЭ Минюста России Александра Степанова. Причем данная экспертиза была назначена судом. Эксперту для исследования судом были представлены 12 файлов. По одному из них, например, эксперт установил, что в фонограмме имеется аномальное изменение спектрально-временных характеристик звукового сигнала. «Это изменение является признаком внесения изменений в исследуемую фонограмму», – говорится в заключении.

В том же файле на одном из отрезков зафиксировано «нарушение связности разговора, что является признаком внесения изменений в исследуемую фонограмму». И в данном случае эксперт пришел к выводу о том, что фонограммы всех исследуемых файлов являются копиями и не являются первоначальными записями. Подчеркнем, что это информация из экспертизы, назначенной судом.

Не менее интересным является исследование и допрос 29 июня 2023 года на судебном заседании руководителя Союза судебных экспертов и судебных организаций Колодия А. С. (г.Москва), имеющего высшее техническое образование инженера по специальности «Информационные системы и технологии», являющегося магистром по специальности «Прикладная математика и информатика», закончившего аспирантуру по специальности «Системный анализ, управление и обработка информации», являющегося ректором частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы», имеющего сертификат «Исследование информационных компьютерных средств» и стаж работы экспертом более 10 лет. Независимый эксперт должен был ответить на вопросы о местонахождении телефонного аппарата с мобильным номером, принадлежащим Вадиму Федорину, 12 и 14 июля 2021 года. Дело в том, что, по версии следствия, Федорин в момент фиксации его разговоров с Романчевым 12 июля и 14 июля 2021 года находился в г. Сызрани, на улице 2-я Сланцевая, д. 1, что у здания железнодорожного вокзала. Исследование на поставленные вопросы Александр Колодий проводил с выездом в Сызрань в том числе на основе работы сотовых вышек на территории города. Исходя из проведенного анализа, а также на основании измерений, расчета и моделирования сигнала эксперт сделал вывод о том, что нахождение телефонного аппарата с абонентским номером Федорина по указанному адресу, датам и времени полностью исключается. Его фактическим местом нахождения была территория в границах иных улиц г. Сызрани. Примечательно то, что в границах этих улиц расположено здание прокуратуры, в котором работал Вадим Федорин.

Необходимо отметить, что допрошенные на судебных заседаниях независимые эксперты предупреждались об уголовной ответственности за дачу ложных заключений.

Также эксперты пояснили суду, что для более точного исследования необходимы оригиналы записей с записывающим устройством или хотя бы технические данные этих устройств, которые в материалах уголовного дела отсутствуют.

В этой связи встает вполне логичный вопрос: почему суду не представлены оригиналы записей и технические характеристики записывающих устройств, если технические устройства засекречены на уровне государственной тайны?

 «ПС» будет следить за развитием событий.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы

Больше на Газета Площадь Свободы

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше