Любящему сердцу нет преград

Тольяттинцы Светлана и Владимир Наумовы готовятся в скором времени отметить серебряный юбилей своей семьи. За четверть века они вместе построили дом, создали собственное дело и дали тепло семьи пятерым приемным детям. В преддверии 8 Марта «ПС» пообщалась со Светланой Валерьевной, которая рассказала, почему для Наумовых не бывает чужих детей.

Любящему сердцу нет преград

– Светлана, в вашей семье воспитывается пять приемных детей. Очевидно, что это ваш сознательный выбор. Вы мечтали о большом семействе?

– Я сама из многодетной семьи. У родителей нас четверо: две сестры и два младших брата-двойняшки. У меня папа военный, поэтому все мы родились в разных странах. Я в Германии, где служил отец в свое время. Моя сестра появилась на свет в Казахстане, когда папу туда перевели. Братья уже родились в Тольятти. Нельзя сказать, что я в детстве мечтала, что выйду замуж и заведу много детей, – для меня большое семейство было абсолютно естественно.

– А какие жизненные принципы вам передали ваши родители, которые вы применяете в вашей семейной жизни?

– Глядя на своих братьев и сестру, на свою родную кровь, вижу, какие мы все разные по характеру, темпераменту, взглядам, выбранному пути. Как будто нас по всему миру пособирали. И родители это всегда понимали и принимали, не навязывая свое мировоззрение. И поэтому сейчас я также отношусь к своим детям. Понимаю, их разность и принимаю каждого как самодостаточную единицу, как индивидуальную личность.

– Расскажите о своих детях. Какие они?

– Старшие – 19-летняя Светлана, 18-летний Егор и 17-летний Михаил. А младшие – погодки: Владлену 10 лет, его сестре Василисе 9.

Первым в нашей семье появился Егор. Это была неожиданная встреча и внезапная влюбленность. В 2012 году мы возвращались на машине из Крыма в Тольятти через Украину. И заехали к родственникам в деревню. Там познакомились с Егором – сыном троюродной сестры моего мужа. Ему было 5 лет. Мальчик воспитывался у бабушки и дедушки и жил в очень непростых условиях.

После возвращения в Тольятти у меня было ощущение, что я оставила на Украине что-то свое, родное. Хотелось малыша обнять и не отпускать. Это не жалость по отношению к мальчику. Это острое чувство огромной несправедливости. Целый год мы созванивались, узнавали через родственников, как у Егора дела. А потом нам сообщили, что Егоркина мама умерла, желающих принять в семью у ребенка не оказалось, и мы можем приехать и забрать мальчика. И мы рванули на Украину, хотя никто не верил, что у нас получится. Другая страна, другое законодательство, миллион формальностей, сложности со здоровьем у мальчика. Он очень плохо видел. Но во мне было столько любви и столько сил к преодолению любых препятствий! Мы его на тот момент уже так любили его и ждали!

Мы со всем справились. Егор сейчас учится в колледже по специальности «Индустрия гостеприимства». Все время находится в поиске интересных проектов для самореализации и бизнеса.

– А как Светлана пришла в вашу семью?

– Света и Егор одноклассники. Девочка была такая маленькая, худенькая, такая трогательная. У нее болела спинка, и было видно, что двигаться ей непросто. У Светочки умерла мама, и ее воспитывала бабушка. Со второго класса мы стали помогать этой семье. Но когда старому человеку стало совсем тяжело управляться, Света поселилась у нас. Бабушке это решение далось очень сложно. Но скажу, что сегодня и бабуля живет с нами.

Несмотря на то что сейчас дочка передвигается в инвалидном кресле, Светлана окончила колледж по специальности «работник, обслуживающий помещение и здание». И я не знаю более жизнерадостного, доброго и благодарного человека, чем она. Дочка умеет смеяться и радоваться каждому дню, любой мелочи и заряжает своим позитивом всех окружающих.

17-летний Михаил не сразу обрел теплый дом. В детстве его дважды изымали из семьи. Сейчас юноша на домашнем обучении, заканчивает 10-й класс. У него золотые руки. Его очень привлекают профессии, где надо и головой, и руками работать. Побывал в политехническом колледже и загорелся сварным делом. А пока он активно помогает отцу в строительстве дома.

– А младшие дети чем любят заниматься?

– Они два абсолютно не похожих друг на друга человека, как будто из разных миров. Владлен занимается робототехникой. У него технический склад ума. Если я сажусь с ним собирать пазлы, то чувствую себя трехлетним ребенком. Не успеваю даже вообще понять, как этот пазл собран. Он пока что выглядит маленьким, щупленьким, но в нем сильный дух. Занялся борьбой, и тренер говорит, что Владлен борец такой, что любых крупных спортсменов может побеждать. В нем есть стальной стержень. Я даже его Наполеоном называю. А мой папа говорит: «Ленин пришел, он начинает свою историю устраивать». Влад у нас правдолюбивый и упрямый в достижении своих целей.

А Василиса – спортивная девочка. Сейчас у нее появилась мечта – гимнастика. Прошлым летом на пляже встретили семью гимнастов. Василиса на них смотрела вдохновенная: «Мама, я так мечтаю». И вот с этого года она пошла на гимнастику. Говорят, у нее хорошие данные для этого вида спорта. В отличие от Владлена, она очень терпеливая. Она из тех, кто может терпеть обиду, терпеть боль. Никогда не будет конфликтовать, выяснять отношения. Она – девочка-скала.

– Вы с такой любовью и теплотой говорите о каждом из своих детей. И они действительно у вас очень разные. И это замечательно. Но вы мама строгая или готовая уступать своим детям? Очень много дискуссий на этот счет сегодня ведется…

– У меня пять детей, но я до сих пор постоянно волнуюсь за каждый свой поступок. Правильно ли я делаю? Пойдет ли им это на пользу? Надо бы быть строгой мамой, но не дай бог слишком надавить. Может, вести себя более лояльно по отношению к детям, но не дай бог где-то упустить. Моя сестра (кстати, тоже многодетная мама) меня порой укоряет, что я непоследовательная. Но ведь дети такие разные, поэтому требуют разных подходов в воспитании. Хотя, ребята не дадут соврать, я мама требовательная и добиваюсь выполнения договоренностей.

– Светлана, признайтесь, вам, маме пятерых детей, иногда хочется побыть в тишине и одиночестве?

– Конечно. Тем более трое младших учатся дома, и мы очень много времени проводим вместе. Но мне повезло, они уже достаточно взрослые, чтобы понимать: иногда маме требуются перезагрузка и покой. В такие моменты я вместе со своей сестрой, моей лучшей подругой, отправляюсь на прогулку или на шопинг. Это прекрасно – отвлечься от домашних дел, обсудить не детские дела, а какой-нибудь сериал, выпить кофе в кондитерской. А с детьми у нас есть свое общее время. Я называю это вечерний просмотр: все дела закончены, и можно устроиться в доме на диванчике и посмотреть вместе фильм или передачу о путешествиях, обсудить что-то.

– В последнее время наше государство озадачилось демографическими проблемами. Многодетная семья должна стать примером для подражания. Появляются новые преференции и льготы для многодетных. На ваш взгляд, какой поддержки от государства сегодня не хватает таким большим фамилиям, как вы? О чем пока не вспомнили наши власти?

– Действительно, в последнее время появляется много новых возможностей и льгот для многодетных. Например, нам очень облегчило жизнь оформление единого удостоверения многодетной мамы. Мы как-то отдыхали в Сочи и хотели попасть всем семейством в Олимпийский парк. Так для оформления льготных билетов пришлось доставить и сканировать целую охапку документов. Было неловко. Из-за нас пришлось задерживать очередь. С удостоверением таких проблем не возникает.

Но нововведений так много в последнее время, что зачастую мамочки в постоянных хлопотах иногда о льготах и не знают. Я сама совсем недавно узнала, что появились специальные проездные для общественного транспорта для многодетных, – женщина в автобусе подсказала. Теперь надо оформить. Хотелось бы получать больше оперативной информации.

– Светлана, чтобы вы в преддверии 8 Марта пожелали всем мамам Тольятти?

– Дарите любовь своим детям, своим семьям. Она ведь не делится, а только умножается.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы

Больше на Газета Площадь Свободы

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше