Кто контролирует коммерческих перевозчиков

15 апреля «без объявления войны» тольяттинские маршрутчики ошарашили пассажиров внезапным повышением стоимости проезда. Теперь поездка по району обходится горожанину в 40 рублей вместо 37, а между районами и того больше – 42 рубля. Эта новость стала особенно неприятной, поскольку последний раз тарифы на услуги тольяттинских коммерческих перевозчиков подскочили совсем недавно – осенью прошлого года.

Добил настроение постоянных пассажиров городского общественного транспорта глава Тольятти Николай Ренц, который на аппаратном совещании рассказал, что вслед за коммерсантами плату за проезд с 1 июня 2024 года поднимут и муниципальные троллейбусы и автобусы. Хотя в ноябре 2023 года администрация также повышала стоимость проезда на муниципальном общественном транспорте, объясняя свои действия инфляцией и ростом цен на бензин и запчасти.

На повышение зарплаты водителям

На этот раз непопулярное решение градоначальник объяснил необходимостью повысить заработную плату водителям муниципальных транспортных предприятий Тольятти, которые в данный момент испытывают колоссальный кадровый голод. Например, в ТПАТП № 3 сегодня не хватает порядка 40% водителей.

«ПС» уже сообщала своим читателям, что городские власти приняли решение поддержать муниципальных перевозчиков дополнительно за счет городской казны. Это позволит обеспечить с 1 мая рост уровня средней заработной платы водителям автобусов до 60 тыс. рублей без учета переработок. Стоит отметить, что в последний раз администрация города поднимала заработную плату водителям на 15% из средств городского бюджета в начале 2023 года.

Можно поверить чиновникам, что транспортная отрасль и муниципальные предприятия города испытывают серьезное недофинансирование. Но кто отслеживает доходы и расходы коммерческих перевозчиков, которые, кстати, выполняют муниципальное задание, перевозя пассажиров по городу? И постоянно жалуются, что бизнес перестал быть рентабельным: дескать, жизнь дорожает, подвижной состав стареет, а пассажиры наглеют, требуя чистых машин и соблюдения маршрутного графика.

Кто-нибудь видел в тольяттинских «газельках» терминалы для безналичных платежей или кому-нибудь после оплаты проезда выдавали билетики? С «газелистами» всегда расплачиваются наличкой, в очень редких случаях – переводом с личной банковской карты пассажира на личную (!) карту водителя. По сути, определить реальные доходы частных перевозчиков не могут ни городские власти, ни налоговая.

Кстати, с недавних пор в самарских маршрутках запретили принимать оплату через онлайн-переводы на карту. А ведь сегодня далеко не у каждого имеется наличность для оплаты проезда. Горожане регулярно жалуются в Сети на невозможность безналичного расчета в маршрутном транспорте.

Региональный минтранс так прокомментировал введенный запрет: «По информации перевозчиков, оплата проезда путем перевода стоимости проезда водителю больше не принимается в связи с требованием налоговых органов, поскольку такая форма оплаты действующим законодательством не предусмотрена. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность обеспечить возможность оплаты проезда безналичным способом. Но министерством ведется работа с перевозчиками, направленная на внедрение систем безналичной оплаты проезда в работу общественного транспорта».

Требуют качества и комфорта

Наверное, гнев горожан на повышение платы за проезд был бы не столь яростен и огромен, если бы они были уверены, что после изменения тарифов общественный транспорт начнет работать лучше. Автобусы будут ходить по графику и не с интервалом в полчаса. Но в этом уверенности нет. Люди не желают платить даже на три рубля больше, когда приходится ждать маршрутку на остановках по 40 минут, график движения не соблюдается, людей возят разбитые машины с грязными салонами, а водитель может легко нахамить пассажиру, а то и вовсе выгнать из салона и ему ничего за это не будет.

Кстати

В бытность мэра Сергея Андреева город потратил большие деньги на разработку концепции развития уличной сети и транспорта. Работа была поручена Петербургскому государственному университету путей сообщения. После этого глава города сообщил, что с 2014 года коммерческие маршрутки должны постепенно исчезать с улиц Тольятти как малоэффективный вид общественного транспорта. Прошло 10 лет, и маршруток стало намного меньше. Только вот большие муниципальные автобусы их почему-то не заменили.

Сегодня много говорят о формировании комфортной городской среды. Не первый год работает одноименная федеральная программа, которая реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». Обустраиваются парки, обновляются дворы, ставятся урны и скамейки, прокладываются велосипедные дорожки. Только вот беда – в современном мегаполисе, который, как Тольятти, раскинулся на 30 с лишним километров, невозможно создать удобную для жителя городскую среду, если не будет нормально работать общественный транспорт. Даже если поставить миллион детских площадок по всему городу и обустроить все скверы.

Да, отладить сложную систему функционирования городского транспорта на порядок дороже и хлопотнее, чем поставить сотни детских площадок. Но без работающей транспортной инфраструктуры жизнь города попросту остановится.

Павел Баннов, руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г. о. Тольятти:

– У коммерческих перевозчиков ситуация еще хуже, чем с муниципальным транспортом. У них значительно сократился подвижной состав и количество выходов на линию. Федеральная норма не представляет нам такого права – заставлять их ездить, требовать осуществлять маршруты там, где это необходимо муниципалитету. На протяжении последних восьми лет работа коммерческого транспорта носит уведомительный характер, а никак не разрешительный.

Татьяна Нестерова, адвокат:

– Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Этот закон устанавливает такое понятие, как вид регулярных перевозок, которые могут быть регулярными перевозками по регулируемым тарифам или регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам.

Повышение стоимости проезда наблюдаем у перевозчиков, а это их предпринимательская деятельность. Из чего складывается стоимость проезда? Порядка 20 % идет на топливо / электроэнергию, порядка 10 % – на ремонт и запчасти, порядка 50 % – на оплату труда работников и налоги в различные фонды, связанные с зарплатой; остальное распределяется между другими налогами, капитальными затратами на здания и прочими расходами. Это если в процентах. Но абсолютная сумма себестоимости проезда зависит от вида транспорта и пассажиропотока на рассматриваемой линии. Вышеназванный закон предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

На вопрос, каким образом перевозчики и орган местного само-управления довели эту информацию до населения, а также экономическую обоснованность стоимости проезда, частоту изменения стоимости проезда, может ответить надзирающий за законностью орган, проверив соблюдение законодательства.

В тему

Депутаты на маршрутках не ездят

6 марта 2024 года в Самарской губернской думе на пленарном заседании были поддержаны поправки в региональный закон об административных правонарушениях. Коммерческие перевозчики будут привлекаться к административной ответственности за превышение максимально допустимого количества транспортных средств на маршруте и за отсутствие информирования уполномоченных органов об увеличении стоимости проезда в установленные сроки. Закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года.

Самих депутатов удивил факт введения наказания за слишком большое количество машин на маршруте, хотя, как правило, от населения поступают жалобы, что перевозчики отправляют на линии меньше автобусов, чем должны.


Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы