Детский оздоровительный лагерь «Звездочка» без оптимизма отмечает свое 40-летие.
Ольга Пимантьева
oleangelina@yandex.ru
Пользуясь информационным поводом, с директором лагеря Романом Султановым мы поговорили не только о традициях «Звездочки», но и о ближайших перспективах. Ведь все дорожает (коммуналка, в частности!), и, чтобы сделать лагерь рентабельным, путевки в него надо продавать чуть ли не за 25000 рублей, что, конечно, абсурд — кто же их за такие деньги купит?! Хотя место у «Звездочки» козырное — заповедные Жигулевские горы, Шигонский район. Если мост от Климовки до дороги Тольятти — Ягодное построят, территория станет поистине золотой. Коммуникации-то готовенькие! А посему прощай, детская «звездная страна», здравствуй, успешный взрослый бизнес.
Начался же разговор с истории, ведь Роман Николаевич стал директором лагеря 30 лет назад. Впервые он приехал в «Звездочку» в том самом 76-м простым вожатым. Настроение у создателей лагеря было самое боевое, приезжали на работу, как на праздник: строили и обживали сборные домики, столовую, клуб, летнюю эстраду.
Со временем появился даже вертолет — символ взлетов и побед. Он в 82-м прилетел в «Звездочку» из Сызранского вертолетного училища. Теперь его каждый год красят по-новому — в этом году, например, раскраска яркая, праздничная, юбилейная, в 2015-м вертолет раскрасили под дельфина. Еще одна достопримечательность — пони Миша. Будучи любителем лошадей, Роман Николаевич лет 10 назад организовал в лагере конный клуб, в котором дети обучались азам верховой езды. Но сейчас возможности бюджета изменились, поэтому из шести лошадей остался только один пони. На нем, естественно, никто не ездит, дети только кормят его и гладят. А лошадь, как известно, воспитает человека из любого, кто занимается с этими умными животными.
В «Звездочке» лучше, чем в Испании
— Роман Николаевич, понятно, что не каждый вожатый сможет стать директором, как вы. Какие качества для этого нужны?
— Полная самоотдача. Забывать приходится про личную жизнь. Отдыхаем и работаем в едином порыве. Поэтому, набирая вожатых, объясняю: вы едете не ради денег, а почувствовать любовь детей, научиться жизни. Работа в лагере дает многогранный опыт. Надо быть и папой, и мамой, и плотником, и электриком, и массовиком-затейником…
— Вы начинали работать директором лагеря в СССР, сейчас страна стала другой. А дети как-то изменились?
— Я не почувствовал резких перемен, перестраивался вместе с детьми, поэтому все получилось плавно. Дети — это губки, которые впитывают поведение старших. Я и вожатым повторяю: следите за собой ежесекундно, начиная с внешнего вида, заканчивая словами. Лексику, одежду — дети будут копировать все. Прежде чем наказывать ребенка, поставьте себя на его место. Вам понравиться нотация в таком тоне?
Скорее изменились родители. Они считают, если купили путевку за 10 процентов, то есть за 1100 рублей, мы должны создавать ребенку условия пятизвездочного отеля. Не все так, конечно, считают. Был случай: девочка отказалась ехать с родителями в Испанию, а попросилась в «Звездочку». Естественно, такой выбор — бальзам на наши души.
— Раньше лагерь принадлежал СКП ВАЗа, которое помогало. Как сейчас решаются проблемы с ремонтом, оплатой коммуналки и так далее?
— Конечно, вся материальная база была заложена в те времена, когда ВАЗ был в силе и очень большое внимание уделял социалке. В 2010-м нас передали муниципалитету, присоединив к пансионату «Радуга». И это произошло вовремя, иначе лагерь мог просто-напросто не выжить. Пансионат «Радуга» — круглогодичный объект, зарабатывающий внебюджетные деньги и поддерживающий нас. На деньги, которые зарабатываем сами за три летних месяца, мы не выжили бы — они мизерные.
Наша перспектива — энтузиазм
— Возможно ли развитие в сложившихся условиях бюджетного дефицита?
— Без выделения бюджетных средств из области нам все равно не выжить. Например, глобально перестроить бассейн сами мы не сможем. Коммуналка очень дорогая, да и работникам надо платить. В общем, наша перспектива — энтузиазм.
— А слухи о вашем закрытии преувеличены?
— Это крик отчаяния! Ради детей постараемся не закрываться, а работать.
— Со сцены на юбилейном концерте прозвучало: 40 лет — история взлетов и побед. Какое достижение вы считаете самым значимым, а проблему — самой насущной?
— Проблема — недостаточное финансирование. Я всегда и везде повторяю: «На детях зарабатывать нельзя. За то, что мы их оздоравливаем, создаем условия для творчества, занятий спортом, потом нам воздастся». Цель наша — чтобы дети не болтались по пыльным улицам душного, загазованного города. Детям много не надо, было бы, на чем спать, еще мы должны их вкусно накормить пять раз в день и обеспечить хорошими вожатыми. Я не поддерживаю, когда вкладывают бюджетные деньги в лагеря дневного пребывания, которые организуются при городских школах. Какой там отдых, какое оздоровление? Надо восстанавливать загородные лагеря, которые мы потеряли.
А самым значимым достижением считаю наши кадры. Выходцы «Зведочки» работали в других лагерях и образовательных учреждениях руководителями. Отдых в «Звездочке» также стал традицией для двух-трех поколений тольяттинских семей. Например, сейчас в лагере отдыхает третье поколение Тарасовых.
— И последний вопрос: насколько ваш лагерь сегодня востребован?
— Огромный спрос на путевки, по сравнению с прошлыми годами у нас ажиотаж. Сейчас в лагере отдыхают 330 детей. Примерно столько же отдохнут в третью и четвертую смены. Много желающих, которые не попали в «Звездочку», так как им просто-напросто не хватило путевок, большую часть которых выкупили предприятия. В этом году в «Звездочке» оздоровятся 360 детей вазовцев, 400 человек получили путевки за счет областного бюджета, 30 человек из них — ребята, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. 100 человек — дети, чьи родители работают на «КуйбышевАзоте». У нас сформированы 11 отрядов по 30 человек в каждом, возраст детей от 6,5 до 17 лет.
Цитата:
С путевками у нас ажиотаж. Сейчас в лагере отдыхают 330 детей, это 11 отрядов по 30 человек в каждом, возраст детей от 6,5 до 17 лет
Вместо Интернета — ритуальный танец
Понятно, что гостей в «Звездочке» ждали, поэтому везде царил идеальный порядок, радостное настроение и улыбки. Однако детей и вожатых для интервью мы не выбирали. Тем интересней было услышать их мнение.
Юлия Давыденко, вожатая 5-го отряда:
— В «Звездочку» езжу с детства, всегда мечтала работать здесь вожатой. Мне 20 лет, по образованию учитель начальных классов, работаю с огромным энтузиазмом! Тем более что стала коллегой с Юлией Евсеевой, которая у меня в детстве была вожатой. Традиции «Звездочки» очень нравятся, например, заключительный костер, на котором дети рыдают, потому что не хотят уезжать. Вожатые исполняют трогательный ритуальный танец со свечами.
Екатерина Краснова, вожатая 5-го отряда:
— Попав в «Звездочку» в 2007 году, пришла в восторг, так как получила возможность отдохнуть в Жигулевских горах, вдали от цивилизации. Один из главных «плюсов» «Звездочки» — отсутствие Интернета, зато здесь есть реальная жизнь. Детям настолько интересно, что они забывают даже звонить родителям. Наши вожатые специально берут отпуск на основной работе, чтобы хотя бы одну смену поработать в «Звездочке».
Надежда Исаева, 6-й отряд, 11 лет:
— Шесть лет подряд отдыхаю в «Звездочке», моей сестре 19 лет, с шести лет она ездила в этот лагерь. И папа мой здесь отдыхал, когда был пионером. Он до сих пор хранит пилотку и красный галстук.