Чем запомнилась «Премьера одной репетиции» в 2023 году
В последний выходной июня в Тольятти завершился XIV Театральный фестиваль «Премьера одной репетиции». Неделя показов и зрительских обсуждений в театре «Дилижанс» выдалась яркой и интригующей. И хотя голоса подсчитаны, а имена победителей названы, оглянуться назад и пронаблюдать процесс раскрытия темы «Классика» все же стоит.
Как в театре «Чайку» потрошили…
Традиционно «Премьеру одной репетиции» открывают спектакли иногородних театров, отмеченные премией «Золотая маска». В этот день артисты Камерного театра Малыщицкого вне конкурса отыграли «концерт для одного большого фортепиано и восьми маленьких» – таков жанр постановки Петра Шерешевского «Чайка».
Спектакль длительностью в два акта, подразумевающий не совсем традиционное прочтение оригинала, сперва казался интересной, но опрометчивой попыткой режиссера отобразить современность через призму «культурного мифа», имя которому Антон Павлович Чехов. Однако трактовка оказалась символическим натяжением чайки на глобус, а спектакль – ироничным высказыванием о смыслах оригинального произведения. Затянутым, голым и почти пустым. Единственное его достоинство – великолепная актерская игра. Вот так вот странно вспыхнула новая – 14-я звезда в созвездии «Премьеры одной репетиции».
Фарсы исцеляют
Начало режиссерской лаборатории положил эскиз Марии Критской «Три фарса из одного циркового фургончика». Забавное и эстетичное по части костюмов и сценографии прочтение средневековых текстов – настоящая фантасмагория. Спектакль, созданный во имя борьбы с человеческим унынием, смешной и поучительный, однако таящий в себе предчувствие надвигающейся бури. Постановка, в которой можно не только почувствовать целебную нравственную силу хорошего фарса или наблюдать талантливые и неожиданные перевоплощения артистов из мужчин в женщин и наоборот, но и насладиться музыкальным течением повествования.
Мрачная сказка для взрослых
Вскоре зритель познакомился со спектаклем московского режиссера Николая Приставкина «Смерть Тентажиля» по пьесе Мориса Метерлинка. Бельгийский драматург, автор знаменитой «Синей птицы», не частый гость на русской театральной сцене. И эта пьеса – элемент его триады миниатюр для театра марионеток.
Представленный на фестивале эскиз изначально завораживает ужасом, таящимся за плечом, жуткой атмосферой, навеваемой репликами телевизионных репортажей о событиях в России 90-х. Однако постепенно проявляющиеся в нем черты антиутопии, кинематографическая манера актерской игры и отголоски эстетики фильмов Андрея Звягинцева вызывают вопрос: а не слишком ли политизирована режиссерская мысль? От души, заложенной Метерлинком, остается только тень. А доверие к этому эскизу умирает вместе с Тентажилем при осознании, что сказочный мир – наша сегодняшняя реальность, в которой каждый безликий сам за себя, а смерть – главный и всесильный враг.
Провинциальные нравы
Попытка режиссера эскиза «Провинциалка» Анны Куликовой обратиться к творчеству отечественного писателя ощущается как глоток свежего воздуха, ведь осовремененные сюжеты даже вопреки своей притягательности загромождают сознание зрителя, желающего увидеть подлинно классическое воплощение произведения. Хотя настроенной на смех публике следует помнить, что комедия в русской литературе – жанр весьма противоречивый. История о женщине, готовой на многое ради места в столице для себя и своей семьи, как никогда актуальна. Тем более если характеры в ней воплощены великолепно, а центральную героиню Дарью Ивановну играет Ирина Храмкова. За непринужденной для понимания атмосферой водевиля скрывается поучительное высказывание. Режиссер будто спрашивает зрителя: «А на что готов ты ради лучшей жизни?» Особенно полезно ее было бы увидеть подросткам, встающим перед жизненным выбором.
Просто «Пышка»
Завершила плеяду конкурсных предложений «утопическая мистерия» Андрея Крылова «Сад» по повести Ги де Мопассана «Пышка». Постановка по произведению французского писателя-натуралиста – очень интересное пополнение в багаже зрительского опыта. Эстетичная сценография (подмостки украшены живой зеленью, слева установлен камин, а в центре – стол, покрытый белоснежной тканью), эффектное использование приема «театр в театре», общение артистов со зрителем, юмор и звучание песни Александра Васильева – главные его достоинства. Они превращают эскиз в полноценный спектакль, имеющий полное право получить место в репертуаре «Дилижанса».
Однако противоречивость конфликта и тягучая серая мораль несколько подрывают положительное впечатление о нем. Внезапно в эпицентре морального противостояния постановки появляется «любовь», которая, по сути, только сладострастие. Потому, какой бы смысл ни закладывал создатель в метафоричную концовку со стихами Евтушенко и изображениями Адама и Евы, сад – лишь красивая декорация, а не отображение идеи эскиза.
Откровение о Марине
Музыкально-поэтическая композиция актрис Марины Филатовой и Марины Коцько-Бакановой «Марина» – о душе одной из выдающихся поэтесс Серебряного века – гармонично вписывается в канву фестиваля. Говоря о вечных ценностях в театре, обойти стороной такое проявление классики, как поэзия, нельзя. И потому этот эскиз делает программу по-настоящему полноценной.
Постановка показана на сцене «Черный квадрат», одной из самых сакральных локаций театра. В ее пространстве царит атмосфера настоящего таинства, в которой зритель заглядывает в себя, постигает самые потаенные глубины души. В этот волшебный «куб» была возведена гениальная, противоречивая, отчаянная натура той, кому было предрешено судьбой стать бренной морской пеной. Две актрисы, две Марины, две жрицы, подобные сестрам, проживают текст не только на уровне чувств, вокала, но и языка. Они словно бы освобождают дух Цветаевой, вкладывая в каждую строчку всю свою женственность, смелость, искренность. Любовь – квинтэссенция сущности Марины. Многоликая, горькая, бесстрашная. Такой она воплощается не только в стихах и песнях, но и в движениях актрис. Очень пронзительный, красивый и многогранный эскиз.
Глазами Герасима
Вряд ли среди зрителей найдется человек, не знакомый с душераздирающей историей о глухонемом Герасиме и его собаке. «Муму» – рассказ, получивший большое количество театральных трактовок, обретает новое, тонкое осмысление. Только теперь, окунаясь в детство, публика смотрит взрослыми глазами на произведение уже в постановке Екатерины Зубаревой.
Особенность эскиза заключается не только в использовании артистами кукол или звучании народных песен, раскрывающих сюжет, но и в том, что режиссер рассматривает историю взором главного героя. И разделяет его трагедию на две части: расставание с любимой Татьяной и гибель Муму. Но помимо трагического начала в ней есть и добрые и счастливые моменты. Как Герасим был рад, когда нашел себе друга. Существо, которое без слов понимало его лучше всех на свете и следовало за ним «хвостиком». И все это выполнено в эстетике лубка – очень просто, душевно, искренне. Эскиз воплощает понятие о русской душе и имеет много сходств с предыдущей работой режиссера, представленной на фестивале, – «Белым пароходом»: обращение к малому прозаическому жанру, тема взаимоотношений человека и природы, яркое музыкальное сопровождение. Герасима и Муму, как и дедушку с внуком, играют Петр Зубарев и Екатерина Зубарева.
Награды нашли победителей
По итогам зрительского голосования лучшим актером признан Олег Андюшкин, лучшими актрисами – Ирина Храмкова и Антонина Мещерякова. Для последней участие в «Премьере одной репетиции» настоящий дебют. Самым ярким актерским дуэтом названы Яна Еприкян и Александр Кудрявкин, в постановке Марии Критской. Звание самого активного зрителя по итогам обсуждений досталось Анастасии Егуновой.
В прошлом году из-за сильной разницы в получившихся значениях победитель объявлен не был. Поэтому с 2023 года результаты очного и альтернативного голосования учитываются отдельно, во избежание расхождений. Победителем альтернативного голосования за лучший эскиз фестиваля признан «Сад» Андрея Крылова, а спектакль-эскиз «Три фарса из одного циркового фургончика», неожиданно одержал абсолютную победу.
Справка
Завершился фестиваль благотворительным спектаклем Галины Швецовой-Скрипинской «Сны в летнюю ночь накануне женитьбы». Наравне с профессиональными актерами в нем принимали участие деятели культуры Тольятти, предприниматели и просто люди, неравнодушные к искусству. Все средства, полученные театром от показа этой постановки, пойдут на создание спектакля по эскизу-победителю режиссерской лаборатории. Прекрасное, остроумное прочтение гоголевской «Женитьбы» с Олегом Андюшкиным в главной роли стало благозвучным финальным аккордом XIV Театрального фестиваля «Премьера одной репетиции».
Ульяна Колмогорова
mail-ps@mail.ru
Фото Дмитрия Осинова