Епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор уверен, что пост должен стать временем исцеления от духовных недугов

Вот-вот начнется страстная неделя Великого Поста. А за ней 5 мая – светлый праздник Пасхи. В преддверии этих важных для христиан событий «ПС» задала епископу Тольяттинскому и Жигулевскому Нестору читательские вопросы про пост, Пасху и ее традиции. Наверняка людям воцерковленным ответы на них хорошо известны. Но для большинства наших читателей, даже тех, кто крещен, но нечасто ходит в церковь, объяснения владыки будут полезны и интересны.

– Владыка, все, наверное, понимают, что разница между католическим и православным Рождеством в две недели происходит из-за использования разных календарей. Но почему Пасха и у православных, и у католиков все время меняет дату?

– Дата празднования Пасхи определяется исходя из соотнесения двух циклов – солнечного и лунного. Лунный 28-дневный цикл всегда подвижен и не кратен числу дней в году (не укладывается в 365 или 366 дней), что заставляет каждый год заново определять дату празднования Пасхи. Так, в IV-V веках возникла «пасхалия»: алгоритм вычисления дня празднования Пасхи.

Согласно Александрийской пасхалии, день празднования Пасхи определяется формулой «Первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия». Юлианский календарь, используемый церковью, ориентирован на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, в то время как Григорианский (наша страна перешла на него в 1918 году) основан на циклическом обращении Земли вокруг Солнца. Календари постепенно отдаляются друг от друга, так как напрямую зависят от количества високосных годов, определяемых различными способами.

Совершенных календаря и пасхалии не существует, с чем связаны его многочисленные реформы. Окончательное расхождение между православными церквями и католичеством в вопросе единого дня празднования Пасхи произошло в XVI веке. Католики нарушили главный принцип празднования христианской Пасхи: она не может совпадать с Пасхой, которую отмечают иудеи, или отмечаться раньше ее, потому что Христос воскрес после иудейской Пасхи. Однако в XIX и ХХ веках католическая церковь уже неоднократно нарушала этот древнейший принцип, а православные продолжают его сохранять.

– Почему в католичестве главный христианский праздник – это Рождество, а в православии – Пасха?

– Я бы так категорично не стал говорить. В римско-католической церкви, как и в других христианских конфессиях, главным праздником календарного года является Пасха. События Воскресения Христова стали отправной точкой для просветительской миссии апостолов, которые принесли «благую весть» во все концы существовавшей на тот момент цивилизации. Победа Спасителя над смертью является сердцевиной христианского вероучения, так как в ней заключена надежда на искупление грехов и вечную жизнь.

На Западе в праздники Рождества и Пасхи проходят различные фестивали, карнавалы и театральные постановки, рассказывающие о рождении, смерти и воскресении Господа Иисуса Христа. Праздничные торжества продолжаются за семейным столом, где собираются все родственники.

Я бы обратил внимание на другое. Мы считаем учение католиков неправильным, об этом написано много полемических книг. Искаженная теория приводит к отклонениям в духовной жизни. Поэтому в католическом духовном опыте много говорится о чувственном восприятии духовных предметов. Есть много святых католической церкви, которые страдают, у них появляются стигматы, они испытывают невероятные реалистичные переживания, которые в глазах православных больше похожи на прелесть (то есть ложное восприятие действительности). Восточное богословие всегда с осторожностью относилось к различного рода видениям, обращая больше внимания на покаяние и очищение души от грехов. Католическая аскетика больше уходит в чувственное, это и трансформируется в обрядовую жизнь. Поэтому мы видим в костелах статуи и мало икон, к нам пришли рождественские вертепы с фигурами участников тех событий и много чего другого. Церковь же говорит: «Царство Небесное внутри вас». Как бы ни была хороша рождественская утка, не она в центре внимания православных.

– Чем православное понимание Пасхи отличается от неправославного? Пасху ведь и иудеи отмечают. Что означал праздник Пасхи до Воскресения Иисуса Христа?

– Еврейская Пасха называется Песах, что в переводе с иврита означает «прошел мимо» (миновал). В этот день иудеи вспоминают события исхода из Египта, когда их потомки, став народом Божиим, получили свободу после нескольких столетий рабства. Ортодоксальные евреи собирались в Иерусалиме для принесения «жертвы благодарения», которую вкушали за семейным столом.

Но ветхозаветная Пасха являлась лишь прообразом Пасхи новозаветной. Освобождение, которое получил еврейский народ от египетского рабства, раскрывает нам значение совершенного Спасителем искупления: через Его смерть и воскресение верующие перешли от рабства дьявола к свободе во Христе, стали свободными от греха.

Апостол Павел говорит: «Пасха наша – Христос». То есть у нас с евреями разное представление о Пасхе. Когда предводители иудейского народа подговорили людей убедить Пилата, что Христос – мятежник, чтобы убить Его, то благодать отошла от избранного народа, так как они обагрили руки свои в крови Праведника, распяли Христа. Они не приняли его как Мессию, ожидали земных благ и власти, но в конце концов лишились и власти, и благодати. Поэтому христиане, как я и сказал ранее, никогда не празднуют Пасху в один день с иудеями. Это может произойти только тогда, когда они вернутся к совершенно ясной истине, не требующей доказательств: Христос есть Мессия, Сын Божий, на котором исполнились все обетования, данные Богом еврейскому народу в древности.

– Почему крашеное яйцо, творожная пасха и кулич являются гастрономическим символами Пасхи? Обязательно ли их святить в церкви? Сейчас эти продукты стало модным особенно украшать, предлагают даже куличи под сусальным золотом? Как церковь относится к такой «красоте»?

– Наша жизнь наполнена многообразными символами. Сложные при поверхностном знакомстве христианские истины проще понять через знакомство с их символическим выражением. Не стал исключением праздник Пасхи. Основным символом христианства является крест, обозначающий победу жизни над смертью. Пасхальный кулич, пришедший к нам из Византии, является образом хлеба, который ученики Иисуса Христа оставляли для Учителя во время их трапез после Его воскресения. Творожная пасха, представляющая форму усеченной пирамиды, символизирует Гроб Господень, в котором произошло Воскресение Спасителя. Крашеное яйцо – образ новой жизни и воскресения.

Традиция благословлять продукты для употребления в пищу была воспринята нашими предками в глубокой древности. Верующий желает наполнить жизнь постоянной памятью Божьего присутствия. Освящение куличей и прочей скоромной пищи означает завершение поста, в течение которого человек воздерживался от вкушения продуктов животного происхождения. Приходя в храм с пасхальными приношениями, люди просят Творца благословить пищу «во здравие их души и тела».

Богато украшенный кулич или искусно приготовленная творожная пасха в первую очередь должны свидетельствовать о желании отдать Богу лучшее из имеющегося у человека. Любые другие соревнования в красоте или размере пасхальной пищи не имеют ничего общего с христианством, но губительно влияют на состояние человеческой души и его физическое здоровье.

– Пост – это ведь не только ограничение в еде? Но почему-то многие довольствуются только отказом от мяса.

– Пост – добровольный подвиг, состоящий в воздержании тела от вкушения пищи животного происхождения, а души ? от злых помыслов, слов и дел. Его главной целью является перемена образа жизни постящегося, когда тело через покаяние, молитву, аскезу и совершение добрых дел подчиняется духу. Через воздержание от привычных вещей проясняется ум, и человек начинает видеть несовершенство собственной жизни, замечает немощи души, распознает коварство злых духов. Все это приводит к осознанию собственного бессилия, что подвигает постящегося искать помощи у Бога.

Это довольно трудный путь, по которому не готова пройти большая часть постящихся. Человеку гораздо проще и удобнее отказаться от вкушения скоромной пищи, ведь сегодня в свободном доступе имеются ее заменители. Но такое воздержание нельзя назвать постом, так как не происходит самого главного – нет перемены в образе мыслей, не наступает преображения души. Как сказал апостол Павел, «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

– Чем отличается время поста от обычного времени? Можно ли в пост заниматься спортом, посещать театры или развлекательные концерты?

– Нельзя сводить пост исключительно к воздержанию от пищи. Его целью является стремление к внутреннему совершенствованию, которое достигается кропотливой ежедневной работой над собой. Только так человек способен приобрести любовь к Богу и ближнему. Человек должен стараться прожить духовно всю жизнь, а не только краткий период времени. Задача этих дней заключается в раскрытии в человеке положительной деятельности через совершение добрых дел и приобретение добродетелей. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если мы освободили поле от сорняков, но не посадили злаковых и плодовых культур, нам не следует рассчитывать на урожай.

Любые увеселительные мероприятия лишают постящегося достигнутого результата: после них необходимо весь путь проходить заново. Нет ничего плохого в том, чтобы заниматься спортом или посещать концерты инструментальной музыки, ведь мы ее слушаем постоянно в транспорте, дома, где угодно. Но в дни поста эти занятия лишают человека возможности «созерцать самого себя». Поэтому главным критерием является наша совесть. Если она не одобряет наши намерения, то лучше отказаться от участия в сомнительных мероприятиях.

– Кому дается послабление при соблюдении поста?

– Послабления в посте даются по медицинским показаниям. Хронические заболевания, периоды реабилитации после тяжелых операций и беременность требуют соблюдение конкретного рациона в приеме пищи. Однако важно научиться отличать послабление от расслабления.

Все детали и нюансы личного состояния необходимо решать в доверительном общении со священнослужителями, ведь мы каждый по-своему индивидуальны в развитии, физическом сложении, имеем различные профессии, физическую и психоэмоциональную нагрузку. Поэтому вопрос о степени строгости поста решается со священником. Я, например, пощусь с 14 лет, и за все это время ни разу пост не повлиял на мое здоровье. Специально об этом говорю, чтобы все знали, что за телесный пост нет никакой награды. Как говорит мною любимый апостол Павел, «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Удаление от греха и, как следствие, освящение души благодатью – вот настоящая награда от Господа.

– На ваш взгляд, к чему стремится и какого результата должен достичь человек, который соблюдает Великий Пост?

– Пост должен стать временем исцеления от духовных недугов. Каждый человек сам должен решить, в чем он будет себя ограничивать. В жизни каждого из нас есть много лишнего и неполезного, что мы любим всей душой. От всего этого следует отказаться. Ограничить себя стоит, например, в сквернословии и невнимании к близким. При честном рассмотрении самих себя несложно определить проблемные точки в собственном духовном состоянии, требующие особого внимания.

Результат поста у каждого будет свой, так как напрямую зависит от предпринятой человеком работы над собой. Самое главное, мы должны стать лучше, чем были. Лучше в евангельском смысле. Тогда праздник Пасхи Христовой станет для нас не «торжеством желудка», а торжеством веры и ликованием о Воскресшем Иисусе Христе.

– Есть такая народная традиция в Пасху ездить на кладбище, чтобы помянуть усопших. Городские власти даже специальные автобусы на кладбища пускают. Церковь как к такому обычаю относится? Когда правильно поминать умерших родных?

 – Пасха – самый главный праздник в году. Радость о Воскресении Спасителя мира превышает всевозможные личные человеческие переживания, ведь в этот день мы обрели спасение и вечную жизнь через победу Господа Иисуса Христа над дьяволом и смертью. Такое состояние духа невозможно сохранить при поминовении усопших, которое сопровождается грустью. Традиция посещать кладбища в день Пасхи возникла в советское время, так как практически все храмы были закрыты. Люди собирались вместе на могилах родственников, чтобы поделиться друг с другом радостным пасхальным чувством – это было единственное место, где можно было без боязни похристосоваться. Таким образом, место упокоения усопших заменяло людям храмы. Сегодня на Пасху двери церквей открыты для всех, а значит, пришло время восстановить церковную традицию ? встречать светлый праздник Христова Воскресения в Божьем доме.

Для поминовения усопших в пасхальные дни в церковном уставе есть особый день, называемый Радоница. Именно во вторник после Светлой седмицы (в этом году – 14 мая) верующие пойдут на кладбище, где в молитве разделяют радость о Воскресшем Иисусе Христе с усопшими родственниками. Почившие не нуждается в пище и питье, но им требуется молитва и совершаемая в их память милостыня, так как она приклоняет к их душам милосердие Божье. В этом заключается наш долг перед почившими родными и близкими.

Желаю всем пасхальной радости, мира, благополучия и Божией помощи на жизненном пути!

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы