Действие – бездействие, попустительство – покровительство

По мнению обвинения, именно это стало причиной взяток чиновника администрации Центрального района г. о. Тольятти Евгения Любименко

 

В суде начались слушания по уголовному делу в отношении экс-чиновника администрации Центрального района Тольятти Евгения Любименко. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом), статьей 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности).

Выявили восемь эпизодов 

По версии следствия, в период с декабря 2021 по январь 2022 года обвиняемый, занимавший должность заведующего сектором по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и перепланировок управления ЖКХ администрации Центрального района, неоднократно получал денежные средства за совершение заведомо незаконных действий. Следствие выявило восемь эпизодов преступной деятельности экс-чиновника. А общая сумма незаконно полученных денег превысила 297 тыс. рублей.

На прошлой неделе на заседании суда под председательством Ирины Онучиной было зачитано обвинительное заключению по этому громкому делу. Так получилось, что его пришлось оглашать дважды. Первая читка, 4 августа, была остановлена на третьем эпизоде отключением света и сигналом пожарной сигнализации. Оказалось, в здании суда проходила учебная тревога, по этой причине заседание было прервано и продолжилось через неделю ровно с того места, на котором была поставлена неожиданная точка. 

Фигура речи

Присутствуя на заседании, корреспондент «ПС» возблагодарил судьбу, что ему досталось выслушать только пять эпизодов в изложении молодого прокурора. Допускаем, что такова официальная форма подачи фактов в обвинительном документе, когда каждый эпизод начинается «от Рождества Христова», то есть от фактов биографии Евгения Любименко в качестве заведующего сектором ЖКХ администрации Центрального района, с обязательными повторениями ничего и никому не говорящих оборотов «действие – бездействие», «покровительство – попустительство» и так далее. Но продраться сквозь словесную риторику к смыслу оказалось непосильной задачей. Как праздник воспринимались понятные фразы о незнакомых лицах, которые вручали деньги обвиняемому за определенные услуги по перепланировке квартир или землепользованию. 

Чуть позже выяснилось, что обвиняемый и его защитник также мало что поняли в обвинительной речи прокурора и даже обратились к суду с ходатайством сделать разъяснения, то есть попросить обвинение расшифровать все те официальные обороты речи, которые ставили перед защитой вопрос, а в чем же обвиняют Евгения Любименко и как тут защищаться. Адвокат также признался, что его подзащитный не понимает существо предъявленного обвинения. Поэтому защита была вынуждена составить список наиболее непонятных мест обвинения: какие действия – бездействия в силу своих служебных полномочий совершал обвиняемый? Какое такое общее покровительство и попустительство по службе он осуществлял и в чем оно выразилось? Что за незаконные действия и бездействия, которые обвиняемый совершил или мог совершить? И так далее. 

По мнению прокурора, напротив, все было изложено довольно понятно, а что не понятно, то прояснится во время судебных слушаний и допроса свидетелей, а ходатайство он назвал всего лишь линией защиты. Тем не менее судья приняла решение включить ходатайство защиты в материалы суда.

Повестки вернулись

На прошлой неделе до заслушивания свидетелей дело так и не дошло. Как констатировал судья, «все повестки вернулись назад», то есть ни одна из них не нашла адресата. Никто из свидетелей по восьми эпизодам данного дела не явился в этот день на заседание. Уже после закрытия слушания в коридоре неожиданно появился адвокат Евгений Архангельский, представляющий на суде интересы одного из свидетелей – предпринимателя, который, по утверждению следствия, дал взятку в 100 тыс. рублей за возможность установки объекта торговли с нарушениями. В деле этот эпизод датирован октябрем 2021 года. Следствием было установлено, что чиновник в ходе проверки выявил проведение индивидуальным предпринимателем землеустроительных работ по установлению нестационарного торгового объекта без соответствующего распоряжения. Угрожая их приостановлением, Любименко якобы потребовал от коммерсанта 100 тыс. рублей. 

– Денежное вознаграждение предназначалось за организацию оформления документов для получения необходимых разрешений, а также на организацию контроля хода работ по восстановлению нарушенного благоустройства. Своими действиями обвиняемый ограничил право последнего на осуществление самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, – разъяснили следователи. То есть в этом человеке (предпринимателе), должен был бы кипеть разум возмущенный. Но не кипит. Более того, после звонка адвоката выяснилось, что этот свидетель просто забыл о заседании суда и находился за пределами города. 

Презумпция невиновности

Статья 14 УПК РФ гласит: «Один из основополагающих принципов судопроизводства, заключающийся в том, что лицо считают невиновным, пока его вина в совершенном преступлении не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Бремя доказывания уголовной вины лежит на обвинителе».

Это к тому, что обвинение свою задачу выполняет, но суд еще не принял решения, а внимательно выслушал и возражения стороны защиты, и эмоциональное выступление обвиняемого Евгения Любименко. Он, в частности, сказал: «Я еще во время следствия просил разъяснить, какими именно действиями – бездействиями, в силу своего служебного положения, я мог способствовать действию – бездействию в целях получения взятки? В чем выражалось общее покровительство – попустительство по службе с моей стороны в отношении лиц, якобы передавших мне денежные средства, в получении взяток по каждому эпизоду? Какие именно незаконные действия – бездействия я совершал для получения взяток? На следствии я просил запросить в администрации все документы по всем эпизодам, где мне инкриминировалось получение взяток. Все протоколы в администрации имеются, но во время следствия ничего не было запрошено. Следствие велось однобоко, и по моим запросам ничего не было сделано. Документы не были запрошены и приобщены к делу. Мне говорят, что 15 апреля я получил взятку, но в этот день я лежал на операционном столе в Самаре, я инвалид II группы. С 12 апреля по 13 августа 2021 года я был на больничном, а мне инкриминируют попустительство – покровительство по одному из дел!» 

В общем, все предъявленные ему обвинения Любименко не признал. Слушания по делу должны продолжиться. 

 

Людмила Кислицына 

mail-ps@mail.ru

 

 

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы