Цифры грустные, перспективы туманные: в Тольятти депутаты гордумы обсудили ситуацию с муниципальным транспортом

В очередной раз комиссия по городскому хозяйству Думы г. о. Тольятти заслушала отчетный доклад администрации о ситуации с рейсовыми автобусами, троллейбусами и профессиональными кадрами в транспортной отрасли.

Изношенность и дефицит

На данный момент маршрутная сеть общественного транспорта Тольятти включает в себя 101 маршрут. Из них: 63 автобусных, которые обслуживает МП «ТПАТП № 3», 29 автобусных маршрутов коммерческих перевозчиков и 9 троллейбусных маршрутов (МП «ТТУ»).

В настоящее время в парке муниципальных предприятий 273 автобуса и 68 троллейбусов, средний возраст и тех и других – 9 лет.

Учитывая, что максимально полезный срок эксплуатации техники составляет 7 лет, по состоянию на 1 февраля 2024 года сложилась потребность в обновлении 204 автобусов и 28 троллейбусов. Более того, 100 автобусов и 10 троллейбусов имеют критический износ.

Для обеспечения работы МП «ТПАТП № 3» по маршрутам коммерческих перевозчиков по регулируемым тарифам, которые в настоящий момент работают с большими интервалами движения вследствие отсутствия водителей, необходимо приобрести еще 81 автобус. В общей сложности требуется покупка 285 автобусов, на что в сумме необходимо 5,6 млрд рублей (в расчет заложена стоимость приобретения 1 ед. автобуса большого класса за 17,2 млн рублей, стоимость 1 ед. троллейбуса – 25 млн рублей).

Не менее, даже более остро стоит проблема дефицита водительского состава. Понятно, что эта проблема существует не только в Тольятти, но и во многих крупных российских городах. По экспертным оценкам, в среднем по стране дефицит водителей составляет около 30%. Из-за нехватки кадров сокращается маршрутная сеть, увеличивается интервал движения общественного транспорта, что приводит к недовольству пассажиров.

По состоянию на 1 февраля 2024 года численность рабочего персонала МП «ТПАТП № 3» составляет 837 человек, недокомплект – 594 человека. Как отметил директор предприятия Олег Башмаков, отток водительских кадров из города продолжается. Только за прошедший год численность водителей сократилась более чем на 100 человек. Люди уходят как из-за низкой заработной платы, так и по другим причинам.

Желания и возможности

Если проштудировать папку с документами парламентской комиссии, то на тему транспорта можно обнаружить целую кипу обращений от депутатов. Речь в основном идет о необходимости нового маршрута или об изменении уже существующего. С этой просьбой от имени своих избирателей обратились депутаты Егор Воронов, Вадим Гребеньков, Ольга Корабельникова, Дмитрий Лаврусь, Дмитрий Микель. Депутат Алена Душкова выразила недоумение по поводу организации движения по улице 40 лет Победы (новая ветка), где в наличии 10 остановок, которые содержатся второй год на бюджетные деньги, но до сих пор не проходит ни одного маршрута – ни коммерческого, ни муниципального. Согласитесь, странная организация работы, из-за которой жители 17-го, 17а кварталов вынуждены полтора километра добираться до ближайшей остановки.

Однако должны огорчить читателей: в ближайшее время не ждите решения транспортных проблем. Как заметил опытный депутат Александр Денисов, наши желания и возможности, увы, не совпадают.

«Открытие новых маршрутов требует привлечения новых водителей, а нам бы с имеющимися маршрутами справиться. Всем нам хотелось бы, чтобы остановки были в двух шагах до дома и работы и интервал движения был не более 15 минут, но наши желания не совпадают с нашими возможностями», – прокомментировал Александр Денисов.

У муниципалитета нет ни финансовых, ни кадровых ресурсов, чтобы решить проблемы с организацией нового маршрута. Хотя члены комиссии все же обнадежили, что, возможно, в какие-то уже существующие маршруты будут внесены изменения.

Администрацией Тольятти в I квартале 2024 года запланировано проведение конкурса по новому автобусному маршруту (работа по нерегулируемому тарифу) для обеспечения транспортной доступности 17а квартала Автозаводского района с социально значимыми объектами города (схема движения: ул. Спортивная – Московский пр-т – ул. Дзержинского – ул. Борковская – Южное шоссе – ул. Льва Яшина – ул. 40 лет Победы – ул. Маршала Жукова – ул. Спортивная). Также будет повторно проведен конкурс по автобусному маршруту № 142 для обеспечения дополнительной транспортной доступности полуострова Копылово. Есть в планах и организация маршрута до городского кладбища на Обводном шоссе, куда сейчас добраться без личной машины просто невозможно.

Свет в конце тоннеля

Члены думской комиссии по горхозяйству вспомнили, что 17 августа 2023 года было проведено заседание президиума Государственного совета РФ, посвященное вопросам развития общественного транспорта, под руководством президента России Владимира Путина, на котором в том числе обсуждались проблемы дефицита водителей автотранспортных предприятий и наращивания подвижного состава. По итогам рассмотрения этого вопроса был дан ряд соответствующих поручений, в том числе о принятии мер по повышению конкурентоспособности и престижности на рынке труда профессии водителя общественного транспорта.

В заключение хотим вновь процитировать Александра Денисова, который напомнил депутатам, что последнее детальное изучение пассажиропотоков в нашем городе было проведено специалистами из Санкт-Петербурга в далеком 2013 году. С той поры много воды утекло, в Тольятти появились новые дороги и жилые массивы. Поэтому пора бы вновь детально изучить транспортную ситуацию, а вместе с тем приступить к реализации федеральной программы развития транспорта. Наращивать автобусный парк и параллельно думать, как решить проблему с кадрами. Коллеги Александра Васильевича с его предложением согласились, назвали его актуальным и записали в протокол заседания.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы