19 февраля прошло ровно семь месяцев с момента, как Управление ФАС России по Самарской области возбудило дело №063/01/11-527/2024 в отношении нескольких компаний, которые в Тольятти осуществляют перевозки по нерегулируемым муниципальным маршрутам. Речь идет об ООО «Спринтер», ООО «Экспресс-сити», ООО «Зеленоглазое такси», ООО «Тандем», ООО «РТ-запчасть, ООО «Тантал», ООО «ИМПЕРИАЛ-АВТО», ООО «ГРАНД-АВТО», ООО «РОСВЭН», ООО «Альянс».

Еще не разобрались
Дело возбуждено по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Напомним, речь идет о возможном картельном сговоре при повышении стоимости проезда. В июле 2024 года отмечалось, что цена на межрайонные поездки с 17 октября 2023 года по 15 апреля 2024 года была 40 рублей, с 15 апреля 2024 года по 3 июня 2024 года – 42 рубля, а с 3 июня 2024 года по 7 июня 2024 года – 45 рублей. По данному факту прокуратура города собрала и направила в антимонопольное ведомство материалы. Однако до настоящего момента решение по делу так и не вынесено.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 45 №135-ФЗ «О защите конкуренции», дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией не более чем на шесть месяцев. О продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого определения лицам, участвующим в деле. Подобная, мягко говоря, заминка может дать повод для всякого рода спекуляций, причем не в пользу Самарского УФАС.
В самом же управлении редакции «ПС» сообщили, что срок рассмотрения дела был продлен до 11 апреля 2025 года.
Заволокитили
Это не единственный случай, когда указанных перевозчиков реальная ответственность пока обходит стороной. Ранее мы уже сообщали об инциденте, когда водитель автобуса, следовавшего по межмуниципальному маршруту № 314 (перевозчик ООО «Тандем») высадил в темное время суток девочку, ехавшую на занятия в АНО ДО СШ «Акрон – Академия Коноплева». Это было в октябре 2024 года. По данному факту даже последовало заявление следственного управления СК РФ по Самарской области о проведении проверки. Правда, потом выяснилось, что материалы проверки были направлены в УМВД России по г. Тольятти.
«В ходе проверки подготовлено и направлено требование в отдел Государственного автодорожного надзора по Самарской области МТУ Ространснадзора по ПФО о проведении проверки в отношении ООО «Тандем» и принятии мер в пределах компетенции», – сообщили редакции «ПС» в городском управлении МВД.
О результатах проверки до сих пор ничего неизвестно. По данному факту «ПС» направила запрос в Ространснадзор, однако ответа пока не поступило.
Жалуйтесь в Ространснадзор
В то же время стало известно, что ГИБДД проводит проверку по другому инциденту, который произошел с этим же ребенком, но на маршруте № 313. Напомним, 31 января в редакцию вновь обратилась мама воспитанницы АНО ДО СШ «Акрон – Академия Коноплева», которая сообщила, что около 18.00 водитель маршрута № 313 (обслуживает ООО «Тандем») в очередной раз изменил схему движения и высадил ее ребенка на остановке возле УСК «Олимп», отказавшись ехать в поселок Приморский.
В этой связи мы обратились в адрес министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Сергея Карпова.
«Перевозчиком взяты разъяснения с водителя маршрута № 313, допустившего высадку несовершеннолетнего. По словам перевозчика, водитель дождался прибытия маршрута № 303 «Тольятти – Подстепки», проходящего через поселок Приморский, и проконтролировал посадку несовершеннолетнего в это транспортное средство. Перевозчиком регулярно проводится инструктаж водителей, в том числе о недопустимости высадки несовершеннолетних. В настоящее время по факту высадки несовершеннолетнего перевозчику направлено предостережение», – последовал ответ на запрос «ПС».
Там же добавляется, что в целях обеспечения интересов несовершеннолетних при проезде в общественном транспорте, профилактики их безнадзорности и правонарушений действующим законодательством установлен запрет осуществлять принудительную высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса детей и подростков, не достигших возраста 16 лет, следующих без сопровождения взрослых и не подтвердивших оплату проезда либо право на бесплатный или льготный проезд.
На вопрос о том, какие действия граждане должны предпринимать для того, чтобы добиться привлечения водителей к ответственности, в минтрансе сообщили, что обжаловать действия водителя или других лиц, высадивших ребенка из общественного транспорта, необходимо в Территориальном отделе государственного автодорожного надзора (Ространснадзор). Также по факту нарушения можно обратиться в органы прокуратуры. За принудительную высадку несовершеннолетнего виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 11.33 КоАП с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 тыс. рублей. Для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей.
Из этого можно сделать вывод, что тем, кто таким образом испытал неудобства от нерадивых водителей, не имеет смысла обращаться в органы власти или в региональное министерство, а лучше идти сразу в Ространснадзор или в прокуратуру и там уже доказывать свою правоту. Чиновники же ограничатся лишь предупреждениями в адрес перевозчика.

Берут что дают
Говоря о жалобах граждан, напомним, что ранее администрация Тольятти публиковала номера телефонов частных перевозчиков, по которым можно обращаться с вопросами по качеству перевозок. У семи организаций – ООО «Альянс», ООО «Тандем», ООО «Спринтер», ООО «РТ-Запчасть», ООО «Экспресс-Сити», ООО «Империал-Авто» – в качестве контактных были указаны телефоны 26-05-20, 26-04-15. Однако, как выяснилось, по этим номерам отвечают сотрудницы некой бухгалтерской компании, которая обслуживает названных перевозчиков.
В городской администрации ситуацию редакции пояснили так: «Номера телефонов, указанные в редакционном запросе газеты «Площадь СВОБОДЫ», предоставлены коммерческими организациями-перевозчиками в качестве актуальных данных, по которым граждане могут напрямую обращаться в вышеназванные организации по интересующим их вопросам, связанным с осуществлением регулярных перевозок», – сообщили в администрации.
Вместе с тем здесь добавили, что жалобы и обращения также можно оставлять по номерам: 544-660 (круглосуточный автоответчик) и 544-744 (в будни с 8.00 до 17.00).
Отделались предупреждениями
17 февраля издание «Городские ведомости» со ссылкой на руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта Александра Вострикова, сообщило о том, что по итогам 2024 года коммерческим перевозчикам было выдано 34 предостережения (по нарушению расписания и схем движения, отсутствию информирования пассажиров об остановочных пунктах при выполнении рейсов по маршруту). Предостережения были объявлены десяти организациям, среди которых «Тантал», «Альянс», «Зеленоглазое такси», «Экспресс-сити», «Спринтер».
Судя по всему, в арсенале профильного департамента (впрочем, как и у регионального министерства) имеется лишь одно средство воздействия – предупреждение. Но оно не приводит ни к каким серьезным последствиям для перевозчиков, так что они даже позволяют себе предоставлять администрации номера, по которым шансы оставить жалобы стремятся к нулю.
«ПС» продолжит следить за ситуацией с частными перевозчиками в городе.
Александр Востриков, руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г. о. Тольятти (на пресс-конференции 30 января):
– У нас из 107 маршрутов 12 – без организаций-перевозчиков, потому как они перестали ездить, подали заявку об аннулировании свидетельства. И с каждым днем таких организаций становится все больше. Меры воздействия на перевозчиков, конечно, есть. Но если мы всех их из города уберем, то получим пассажиропотоки, которые некому будет обслуживать.