Однако дальнейшие перспективы градообразующего предприятия Тольятти озвучить пока никто не может
По официальной информации от 3 марта, АВТОВАЗ объявил о приостановке производства автомобилей на заводах в Тольятти и Ижевске на четыре рабочих дня из-за проблем с поставками электронных компонентов, при полном или частичном сохранении заработной платы сотрудникам в эти дни.
«В связи с продолжающимся кризисом поставок электронных компонентов и с целью недопущения значительного снижения уровня доходов сотрудников компании, администрация АВТОВАЗа приняла следующие решения о графике работы предприятий в Тольятти и Ижевске: 5 марта 2022 года объявляется днем простоя с сохранением заработной платы. Период с 9 по 11 марта объявляется днями простоя с оплатой в размере двух третей от среднемесячного заработка», – отмечается в сообщении.
На АВТОВАЗе подчеркнули, что сотрудники компании могут использовать эти дни как дни отпуска с полной оплатой, с переносом с декабря 2022 года. «График работы в последующие недели будет объявлен дополнительно. Компания прилагает максимум усилий для скорейшего возобновления производства на своих заводах в Тольятти и Ижевске», – уточнил автопроизводитель.
При этом подразделения автозавода и дочерние компании, занимающиеся производством и дистрибуцией запасных частей, включая «Лада-Имидж», а также обслуживанием клиентов, включая «Лада-Сервис», в течение этого периода продолжали работать в режиме полного дня.
Быстро не получится
Как утверждают внутризаводские источники, простой никак не связан с санкциями против России со стороны Европы и США из-за военной спецоперации на Украине. Официальная версия: дефицит немецких полупроводников (компания Bosch). С чем связана недопоставка, точной информации сейчас нет, но поговаривают, что этот ключевой поставщик микроэлектроники уже объявил о разрыве контракта на поставку блоков для тольяттинского автозавода. Поэтому сегодня у региональных дилеров понимание по отгрузкам машин в марте есть, но что будет в апреле неизвестно.
Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев отмечает, что у АВТОВАЗа, скорее всего, нет ясности по стоимости компонентов из-за резких колебаний валютных курсов, также есть проблемы с логистикой. По его оценке, простой завода может продлиться не менее двух недель. Да и дальнейшие перспективы автопроизводителя пока туманны.
По словам одного из бывших поставщиков завода, предприятие не сможет оперативно переключиться с импортных на российские комплектующие. Во-первых, потому что многие давние поставщики не смогут стремительно наладить выпуск комплектующих, необходимых АВТОВАЗу. Для этого нужны время и деньги. На данный момент и то, и другое для них дефицитный ресурс.
«Быстро организовать производство комплектующих для АВТОВАЗа на территории России без государственной финансовой поддержки фактически невозможно», – объяснил экс-поставщик ВАЗа.
Французы не уходят
Накануне выхода номера корреспондент «ПС» связался с пресс-службой предприятия. Там сообщили, что никаких новых решений пока не принято. Предположительно 10 марта состоится оперативное совещание, результаты которого будут доведены до общественности. Сейчас что-либо прогнозировать сложно, и у каждого подразделения автомобильного гиганта возможен свой рабочий график. Нас попросили опровергнуть слухи о том, что французская сторона намерена расторгнуть контракты, а топ-менеджеры уже собирают чемоданы для возвращения домой. Ничего такого нет. Нас заверили, что «все на местах, все работают».
Макрон за уважение
Поневоле пришлось обратиться к информации международного характера последних дней, которая косвенно касается и жителей нашего города. На общем фоне антироссийских заявлений, расторжения контрактов, прекращения сотрудничества и ухода бизнеса из страны президент Франции Эммануэль Макрон заявил о том, что к России и россиянам необходимо относиться с уважением. Эти слова были сказаны им 7 марта в ходе предвыборной встречи с французами в коммуне Пуасси в парижском регионе.
По словам Макрона, необходимо продолжать диалог с российскими руководителями, даже констатируя разногласия, «потому что однажды предстоит вернуться за стол переговоров», – сказал французский лидер.
Не исключено, что такие высказывания косвенно связаны с тем, что 10 апреля во Франции предстоят президентские выборы, и господин президент очень нуждается в поддержке избирателей. Но как это повлияет на развитие ситуации вокруг АВТОВАЗа? Скоро узнаем.
Кстати
9 марта появилась неофициальная информация, что с 14 марта тольяттинский конвейер возобновляет производство двух вазовских моделей автомобилей. Однако на предприятии эту информацию не подтвердили, заявив: «Слухи не комментируем».
Людмила Кислицына
mail-ps@mail.ru