О том, что сфера жилищных и коммунальных услуг – острая и болезненная для большинства россиян, писалось и рассказывалось неоднократно. Как показывают опросы, недовольство вызывают высокие цены и плохое качество услуг, непрозрачность ценообразования и наплевательское отношение управляющих компаний (УК) и ресурсоснабжающих организаций к нуждам граждан.
О том, что УК очень часто готовы собирать с жильцов деньги, но не готовы эти деньги отрабатывать, сказано немало. Нарушение периодичности уборки мест общего пользования в подъездах, плохой уход (или его отсутствие) за территорией, тротуарами и дорожками – лишь малая толика того, в чем жители многоквартирных домов винят свои «управляшки». Но иногда находятся среди них такие, что работают хорошо, на просьбы граждан реагируют и в целом видно: УК взятые на себя обязательства выполняет. К таким относится, например, небольшая и сравнительно недавно начавшая свою деятельность УК «Парк».
И тут откуда ни возьмись к ним приходит проверка. Потом вторая, третья. Сразу из нескольких надзорных органов. И все, что называется, на ровном месте: жители на управляющую компанию не жаловались, претензий не предъявляли.
Конечно, руководство УК заинтересовалось: что за напасть? Ведь велено же президентом и премьер-министром РФ малый бизнес от проверок оградить и не «кошмарить». Оказалось, люди государевы пришли не просто так: к ним поступило письмо с требованием организовать проверки от… депутата Самарской губернской думы Михаила Маряхина. Представители УК того Маряхина в глаза не видели и знать не знают. Более того, приемная депутата находится в Автозаводском районе города, где УК «Парк» деятельности не ведет, а дом, на который обрушилась волна проверок, находится в Центральном районе, на улице Победы.
Обратились в проверяющие организации: так, мол, и так, что за письма, с чего вдруг важный областной депутат ополчился на скромных работников швабры, скребка и лопаты? И выяснили, что сигнал господину Маряхину якобы поступил гражданки, точнее даже двух. Дескать, нарушают и вообще ведут себя неправильно. Вот он и попросили компетентные органы проверить.
Ознакомившись с претензиями жалобщиц, представители УК очень удивились. Первое, что бросилось в глаза, – их схожесть, как будто писал один человек. И человек этот не обыватель, он глубоко в теме правил оказания жилищных услуг, отлично разбирается в законах (видно из терминологии). Это показалось странным и руководство УК решило лично пообщаться с заявительницами, хотя бы выяснить: почему жалоба отправлена к депутату, а не в управляющую организацию, что было бы логично. Ведь не депутат оказывает жилищные услуги.
И тут выяснилось нечто еще более странное: одна из заявительниц сообщила, что никакой жалобы она никому не писала, в приемной депутата Маряхина не была, и работа УК ее вполне устраивает. Вторая же категорически отказалась общаться.
Получается, что проверка была инициирована депутатом Маряхиным как минимум по непонятным основаниям.
Первая заявительница возмутилась столь явным фактом впутывания ее в мутные дела и написала заявление в полицию: пусть узнают, кто использовал ее данные (в том числе и персональные), разберутся и накажут виновного. Представители УК «Парк», в свою очередь, подали заявление в прокуратуру, поскольку сочли заявления, послужившие основанием для проверок, подложными, а действия депутата как минимум неэтичными.
Что будет дальше – следствие разберется.
«А в чем, собственно, дело? – спросит пытливый читатель. – В чьих интересах действовал депутат, если по факту жалоб не было?»
А вот тут надо разобраться.
Мы уже писали, что один из приемов, который используют некоторые управляющие компании, чтобы наполнить свой кошелек, является размещение телеком-оборудования интернет-провайдеров и прочих фирм, занимающихся связью, без договора. По соглашению между провайдером и УК (негласному и никак не оформленному) оборудование устанавливается, подключается к электросети и включается в работу. За потребленную электроэнергию заплатим мы, жители дома (будет спрятано в графе «Общедомовые нужды»).
А руководство УК получит в карман оговоренную сумму. УК «Парк» тоже получило такое предложение. Но его руководители, будучи людьми законопослушными, предложили пойти нормальным путем: договор, официальное подключение к электросетям, официальная оплата энергии ее поставщику.
Провайдера такой вариант не устроил (непонятно почему) и он пообещал неприятности. А потом начались проверки, инициированные депутатом. Совпадение?
Возможно, предложенная версия случившегося не единственная. Как мы уже писали, на обмане потребителей жилищных услуг (нас с вами) пойманы за руку несколько УК. А сколько не пойманы – Бог весть. И можно предположить, что имеет место картельный сговор: группа «управляшек» уводит деньги схожими способами. Нечто подобное было замечено в группе компаний, к которым имеет отношение известный всему городу Виктор Попов, ООО «ДЖКХ» которого прогремело в новостях весной этого года – Государственная жилищная инспекция отказалась продлевать этой организации лицензию на обслуживание жилого фонда.
Учитывая, что депутат губернской думы Маряхин и депутат тольяттинской городской думы Иван Попов (сын Виктора Попова) состоят в одной партии – вариант возможный. Тем более, что на носу выборы, которые, как известно, денег стоят. Почему бы не выдавить с рынка проверками честную УК и не прибрать к рукам дома, которые она обслуживает? И «подоить» их, чтобы пополнить партийную кассу и бюджет на выборы. Как показывает практика, ничего невозможного в этом нет.