Тольяттинских живописцев лишают мастерских

Эта история тянется уже третий месяц, а конфликт – годами. В начале октября председателю тольяттинского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (СХР) Алексею Кузнецову пришло письмо от администрации города с просьбой освободить мастерские, которые занимают художники. Это площади муниципальные, а программа «Тольятти культурный» в этом году заканчивается и продлеваться не будет. А посему администрация города в лице руководителя департамента по управлению муниципальным имуществом Инны Сорокиной писала, что «предлагает» в срок до 1 января следующего года освободить указанные помещения. Перечислены были все мастерские союза, многие из которых были не просто выделены художникам, а в далекие советские времена строились под них, причем средства выделялись из СХР.

Открытие юбилейной выставки ТТСХ «Солярис» «Внутренняя периферия» в ОСИ ТХМ.
Фото: https://vk.com/otdelsovrisk

Письмо, датированное 7 сентября, художники получили на месяц позднее, а руководство Тольяттинского творческого союза художников (ТТСХ) «Солярис» получило такое же лишь потому, что члены этого союза стали интересоваться, не коснется ли это и их. «Солярису» предложили покинуть все свои мастерские под тем же предлогом. В ДУМИ поясняли, что первые письма-предупреждения они отослали в союзы художников еще в марте. Странно, что они не дошли.

Ты его знаешь?

Глава Тольятти Николай Ренц, отвечая на вопрос журналистов, почему творческую братию выселяют из мастерских, сказал, что художники, мол, зарабатывают на своем творчестве, и это их личное дело. Но мало кто в городе знает больше одного художника.

Удивительно, но складывается впечатление, что Николай Альфредович в Тольятти как будто недавно. Ведь куда у нас ведут гостей города? В музей, в мастерские. Им дарят альбомы о городе, где в цветной вкладке всегда работы наших живописцев. Кто от города ездил на международные фестивали? Художники, фотографы, театральные деятели. Кто участвует в выставках самого разного масштаба, включая всероссийские и международные? Сколько вообще выставок проходит в городе на очень многих площадках? Об этом можно было бы спросить у департамента культуры администрации города, ведь все музеи, библиотеки, выставочные залы и союзы художников подробнейшим образом отчитываются ежегодно. В любой день года в Тольятти работает не менее двух десятков художественных выставок как минимум.

Художник Алексей Зуев сообщил, что только в Тольяттинском художественном музее, в фондах, хранится 1100 произведений искусства и арт-объектов, созданных исключительно тольяттинскими авторами. Творчество 77 художников Тольятти из фондов периодически экспонируется на тематических выставках, да и на сайте музея можно познакомиться с работами тольяттинских мастеров. Это логично, ведь художники дарят работы музею после каждой выставки. А сколько еще картин наших авторов хранится в других музеях! Работы Надежды Овсянниковой, например, есть в фондах Третьяковской галереи.

Было бы предложено

А дальше были предложения от художников. Они писали запросы и обращения во все инстанции. Они просили оставить им мастерские, которые они сами ремонтировали и содержали за свой счет многие годы. Не секрет, что председатели обоих союзов обращались и к президенту страны. Тут надо добавить, что освободившиеся мастерские градоначальник предложил использовать под склады для «гуманитарки» и поселить туда организации, занимающиеся патриотическим воспитанием молодежи. Потом вдруг прозвучало, что некоторые помещения можно использовать и под жилье.

Художникам пояснили, что они всё неправильно поняли – дескать, им надо просто подать заявки на регистрацию в качестве социально ориентированной некоммерческой организации (СОНКО). Тогда им выделят другие помещения (а может, оставят и «свои», но это неточно). На все запросы администрация города отвечала, что идет процесс переоформления, а «Солярис» и вовсе заявку в реестр СОНКО не подавал. Интересно, что как раз про «Солярис» кураторы некоммерческого сектора знают давно: одну мастерскую союза в прошлом году уже переоформили через эту организацию, договор заключен на 5 лет. Но и этот адрес волшебным образом оказался в списке на выселение.

Насчет альтернативных помещений под мастерские тоже получилось некрасиво. Это были какие-то полуподвальные полузаброшки на окраинах города. Туда добраться-то проблема, не то что живописать и совмещать это с основной работой.

Большинство профессиональных художников трудятся в Тольятти преподавателями. Живущий за счет продажи картин автор для Тольятти миф! Регионального арт-рынка практически нет, а международный сейчас закрыт. Но даже когда он работал, никто в Тольятти не мог обеспечить себя и семью только за счет продажи полотен.

Многие помещения в городе уже при строительстве домов были спроектированы под художественные мастерские. Большие окна, выходящие на север – не прихоть, а нужный «северный» свет. Художники многие годы обустраивали свои мастерские, делали ремонты, строили стеллажи. Под выселение сейчас попадают две мастерские, где стоят офортные станки, – их безо всякого уведомления ДУМИ перевело в ранг жилых помещений. Чиновников не смущает, что по площади для жилья «маловато будет», а в помещении много лет работали с агрессивными химикатами. Перевезти такую мастерскую – все равно что переместить типографию: только один станок вполне потянет на полтонны. Да и куда перевозить-то? Некоторые пожилые художники от таких новостей слегли, а остальные пребывают в состоянии шока. И всех мучает вопрос: почему альтернативные комнаты для размещения не предлагают тем организациям, ради которых выгоняют художников? Или только художники у нас умеют и хотят обустраиваться?

Позвони мне, позвони

На следующем этапе разные чиновники стали вдруг художников спасать. «Солярису» заказали делать подробнейший отчет за последние 5 лет, формой он был подозрительно похож на отчеты муниципальных учреждений культуры, которые подаются в профильный департамент администрации. Все отчеты и все заявки были сданы, но результат неизвестен.

53 человека искусства работают в мастерских, из них 21 человек – в Портпоселке, в главной штаб-квартире «Соляриса». В 2008 году историческое здание бывшего роддома досталось художникам без окон и дверей, сантехники и нормальной проводки. И хоть денег у резидентов мало, а коммуналка высока, здание привели в порядок. Собственно, ремонт там не затихает, летом чинили кровлю, продолжили реконструкцию крыльца, сейчас идет косметический ремонт стен на лестницах. Есть современная система пожарного оповещения и система круглосуточного видеонаблюдения. Кроме мастер-классов на базе галереи «Роддом» проходят еженедельные квартирники, а также концерты, литературные вечера и выставки. Работает общественная библиотека в несколько сот томов. И вот именно это дом хотят признать аварийным, художников выселить и под шумок снести. Давление на «Солярис» продолжается давно, Портпоселок нещадно застраивается.

Зашли с козырей

8 декабря президент творческого союза художников «Солярис» Олег Березин получил судебное письмо, согласно которому ПАО «Т Плюс» хочет взыскать с «Соляриса» почти 246 тыс. рублей за установку прибора учета тепловой энергии. Счетчик был установлен еще в 2020 году по федеральной программе (тогда утверждали, что бесплатно!), суд состоялся в августе этого года, но Союз художников об этом не ведал. Никто и не подозревал, что есть долг! Руководство ТТСХ в ближайший рабочий день отправило в суд протест. Елена Терпиловская – один из основателей «Соляриса» – обратилась на горячую линию губернатора, и ей пришел ответ, что запрос отправлен нашему градоначальнику, чтобы он разобрался…

Возможный исход

На днях завершилась выставка «Тольятти – город художников», ставшая итогом регионального пленэра, в котором пейзажи нашего города писали 62 художника. Они создали более 150 картин. Многодневный пленэр организовал один из самых известных городских художников (ведь недавно он руководил реставрацией стелы «Радость труда») Алексей Зуев. Это у него в мастерской стоит один из двух известных журналисту «ПС» офортных станков, и его мастерская внезапно стала по статусу квартирой. И это ему предложено пойти «с вещами на выход».

Из обращения Алексея Кузнецова к президенту России Владимиру Путину следует, что из 24 мастерских СХР их просят освободить 7, у «Соляриса» без мастерских могут остаться 23 художника, да и про остальных неизвестно.

Конкретных предписаний не получил никто – наверное, они где-то затерялись. Все ждут 1 января. Но может случиться большой исход, ведь все художники, что уехали из Тольятти, хорошо устроились в других городах. Недавно вот Сергей Дергун получил в Санкт-Петербурге новую мастерскую в красивом историческом особняке. Многие смотрят на эту проблему как «город дал – город взял». Но ведь город – это не один-два человека, которые у власти временно. Город, в лице всех его жителей, сам должен решать, нужно ли ему искусство.

«ПС» будет следить за развитием событий.

Елена Кочева

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы