Тольятти стремится стать всероссийским центром развития беспилотной авиации

На днях на площадке технопарка «Жигулевская долина» прошел финал научно-практической конференции «Разумные от народа 3.0». Таким образом, разработчик и производитель беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) – компания «Транспорт будущего» – спешит присмотреться к талантливой творческой молодежи, которая сегодня увлечена созданием и управлением беспилотниками.

Не зря же в последнем мероприятии свои проекты и исследования представили в разных категориях около трех сотен школьников и студентов. Самым толковым обещали в качестве награды премии от 50 тыс. рублей или работу в компании, ну и, конечно же, возможность внедрить в жизнь собственные разработки. 

Помимо молодых и рьяных участниками конференции стали люди, кто в силу своих профессиональных обязанностей занимается вопросами развития беспилотной авиации в нашей губернии. Врио министра экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Богданов прокомментировал: «В партнерстве с компанией «Транспорт будущего» мы ведем в Самарской области большую работу по созданию кластера беспилотных авиационных систем (БАС). Важным направлением сотрудничества с компанией является подготовка кадров для отрасли БАС начиная со школьной скамьи. Профильные кружки уже работают на базе нескольких школ региона».

Наука, спорт и экономика

Демонстрационные полеты на улице подпортила дождем ноябрьская погода. Однако нехватку впечатлений гостей конференции восполнили увлекательная выставочная экспозиция с летательными аппаратами компаний «Транспорта будущего», «Агримакс. Аэро» и «ДельтаТех», мастер-классы на полетной площадке от спортсменов команды «Дрон рейсинг», а также соревнования FPV-дронов.

Такие гонки – увлекательные состязания квадрокоптеров малых размеров на специально подготовленных и оснащенных различными препятствиями трассах. Летательный аппарат оснащен видеокамерой, изображение с которой передается на специальные очки оператора. Спортсмены управляют своими летающими машинами с помощью специальных FPV-очков и пульта дистанционного управления. Дроны, участвующие в гонках, могут развивать скорость до 160 км в час и выполнять сложные маневры в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Победителем становится тот, кто преодолеет трассу быстро и маневренно без столкновений с препятствиями.

Однако сегодня дроны и квадракоптеры находят применение не только в спорте или в армии. Их широко используют в сельском хозяйстве, геодезии, лесном хозяйстве, устранении последствий чрезвычайных ситуации. Такие машины помогают в производстве – для мониторинга работы уделенного технического оборудования или отслеживания в реальном времени состояния нефте- и газопроводов или других сетей.

Большие перспективы у беспилотников и в логистике: с их помощью очень удобно доставлять большие и малые грузы, в том числе и в труднодоступные для другого транспорта районы. Что и было продемонстрировано на конференции. Специальная винтокрылая летательная машина, чем-то смахивающая на мини-вертолет, – конвертоплан – была в качестве эксперимента отправлена из «Жигулевской долины» на другой волжский берег – в село Климовку. Грузом для нее стали лекарства. Через 20 минут расстояние в 8 км было преодолено и груз доставлен (в случае экстренной доставки медикаментов из Тольятти в Климовку обычным путем, через плотину, на выполнение задачи потребовалось бы не менее 4 часов).

Системный подход

Похоже, Тольятти не только хочет застолбить за собой титул столицы российского автопрома, но и примеряет на себя звание (пока не столь масштабное, но весьма перспективное) всероссийского центра развития БПЛА.

В особой экономической зоне «Тольятти» к запуску готовится производство грузовых беспилотников компании «Транспорт будущего», разработка которых ведется в технопарке «Жигулевская долина». Как сообщил в начале ноября главный конструктор компании Павел Корольков, открытие завода в ОЭЗ состоится в ближайшие два месяца. На старте производства ежемесячно будет производиться до полусотни дронов, взлетной массой около 100 кг. Помимо этого в планах компании создать сервисную организацию, которая будет заниматься ремонтом и техническим обслуживанием дронов, а также предоставит комплекс услуг по использованию беспилотников в сфере логистики, мониторинга и сельского хозяйства.

Также принято решение о создании сети федеральных научно-производственных центров БПЛА, которые будут заниматься разработкой и тестированием беспилотников. Как отметил главный конструктор компании «Транспорт будущего», на данный момент создаются два таких центра: один – в Москве, а второй – в Тольятти. Эти центры будут заниматься научными исследованиями, разработкой и тестированием всех компонентов для беспилотной авиации.

Исполнительный директор АНО «НПЦ БАС Самара» Семен Голобородько рассказал, что уже создано юридическое лицо, идет подбор оборудования. Сам центр будет расположен в ОЭЗ, часть подразделений – в технопарке «Жигулевская долина». Полноценный запуск центра намечен на конец 2024 года.

Компании сферы БАС могут становиться резидентами нашего центра, что позволит им пользоваться оборудованием. Также специалисты центра помогут инженерам в реализации их проектов. Это будут подготовка документации, консалтинг и испытания, – отметил Семен Голобородько.

Особый режим

Для того чтобы центры развития беспилотной авиации могли без проблем работать и развиваться, правительство РФ установило экспериментальный правовой режим (ЭПР) для эксплуатации БАС в Самарской области. Он будет действовать три года и позволит проводить коммерческую воздушную перевозку грузов и авиационные работы, например, по защите сельскохозяйственных культур от вредителей и охране лесов от пожаров.

В рамках ЭПР Самарской области впервые будут тестироваться как легкие, так и тяжелые беспилотники, массой более 30 кг. Планируется порядка 18 тыс. полетов. Их результаты будут использовать для подтверждения эффективности технологических решений и доработки дронов, которых производит самарский научно-производственный центр, созданный в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы», – заявил директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития России Владимир Волошин.

Он добавил, создание ЭПР подразумевает комплексное изучение, моделирование и тестирование цифровой среды для отработки типовых бизнес-миссий применения БАС и их встраивания в общее воздушное движение в интересах новых видов бизнеса, связанных с оказанием услуг с помощью беспилотных технологий.

Проект предусматривает применение беспилотников для воздушной перевозки грузов, выполнения авиационных работ, включая работы по обработке сельскохозяйственных угодий, мониторингу протяженных объектов инфраструктуры, для МЧС.

В Самарской области представлены компетенции по всем стадиям жизненного цикла отрасли развития БПЛА – от генерации идей, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до производства беспилотников, комплектующих, использования конечного продукта. Мы поддерживаем и будем поддерживать впредь проект, который станет передовой технологической площадкой, где будут тестироваться и внедряться инновационные решения в сфере беспилотной авиации по многим направлениям, – отметил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

Для обеспечения эффективного и безопасного применения БАС в рамках ЭПР предусматривается введение в эксплуатацию системы управления опытным районом, которая включает применение цифровой платформы «Небосвод» и сервиса «Ранавиа»: они обеспечат организацию и безопасность полетов беспилотников.

Юрий Козаренко, генеральный директор компании «Транспорт будущего»:

– Одна из ключевых задач – отработка механизмов безопасного и эффективного использования БАС в воздушном пространстве с ориентацией на реальную текущую обстановку в регионе. С введением ЭПР Самарская область может стать одним из первых регионов в России, где работа БАС будет систематизирована и автоматизирована. Это не только повысит безопасность полетов всех аппаратов, но и обеспечит важный вклад в развитие отрасли.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы