Руководитель студии исторического танца «Филира» Иван Ярандаев рассказал о реконструкции, балах и косплее на «Ведьмака»

В темпе вальса, в ритме сердца погрузимся же в мир мазурок и контрдансов, полек и кадрилей. И пусть кажется, что в наше время бальная культура ушла в тень, но она живет, развивается и притягивает к себе все больше людей. Познать ее позволяет реконструкция – процесс масштабный, интересный и требующий особой подготовки. Однако даже если вы не умеете танцевать, но желание почувствовать себя Евгением Онегиным или Наташей Ростовой велико, то хотя бы испытать себя на этом поприще вы точно можете!

Руководитель студии исторического танца «Филира» Иван Ярандаев рассказал о реконструкции, балах и косплее на «Ведьмака»

О том, как воссоздается танец, почему стоит побывать на балу и как это сделать, рассказал руководитель студии исторического танца «Филира» Иван Ярандаев.

Личный интерес

– Правда, что перед тем, как заняться бальной реконструкцией, вы увлеклись военной?

– Скажем так: это все произошло одновременно. В 2018 году я попал на свой первый бал в ТГУ (весенний бал в ТГУ. – Прим. авт.) и там познакомился с Николаем Мордвовым, который занимался в студии исторического танца «Филира», а также военной реконструкцией. В этот же год мы съездили на несколько «сражений» в Бряндино и в Пензу. А потом уже, в сентябре, я начал изучать бальную реконструкцию.

– И как развивался этот интерес?

– Когда я только начал в это погружаться, ощущения были из разряда «вау, прикольненько, интересненько!». У меня одновременно был интерес и как у историка, и как у человека, которому любопытно все на свете поизучать, посмотреть. Затем уже появился интерес личный, поскольку особенности дворянской жизни – это то, что относится и к истории моей семьи, так как у нас по материнской линии были родственники из дворянского сословия. В дальнейшем это переросло в хобби. Я понял, что мне нравится общаться с людьми, путешествовать, погружаться в эту вселенную. Как будто попадаешь туда и немножко абстрагируешься от реальности. Но при этом все равно потом в нее возвращаешься, с новыми силами и мыслями. Позже мне предложили преподавать в студии, а уже в 2022 году – ее возглавить.

– До прихода в «Филиру» у вас была какая-то танцевальная база?

– Нет. Максимум, что у меня было, – это два года фигурного катания в 5-6-летнем возрасте. И на этом все. Никаких навыков у меня не было. Но зато, когда я пришел в «Филиру», у моего организма проявилась удивительная особенность быстрого запоминания схем. То есть схемы, для понимания которых обычно требуются примерно сутки, я запоминал за несколько часов. И на первом моем историческом балу в Самаре было 30 танцев, из которых я исполнил 22. Хотя никогда раньше их не танцевал. Просто схемы поизучал.

Все нужно учитывать

– Расскажите про танцевальные направления, которые изучаются в «Филире».

– Основное направление у нас – это эпоха XIX – начала XX века, собственно с 1800 по 1917 год. Хотя еще мы проводили занятия по танцам эпохи Ренессанса и Средних веков. Но поскольку реконструкция в этих направлениях очень тяжела, как в экономическом плане, так и в ресурсном, они у нас не настолько востребованы. Хотя, может быть, когда-нибудь и этим эпохам время отведем. Очень много ведь приходится вкладываться в пошив костюмов и в изучение техники танцев.

– Вы, кстати, говорили, что один танец может иметь несколько вариаций. Они же все где-то отражены.

– Да. Все схемы танцев изучены. Есть большое количество хореографов-историковедов, которые занимаются изучением историко-бытового танца, копают архивы, изучают книги. Есть бальные книжки по танцам XIX века (сам лично такие видел) 1878 или 1889 года издания. Там описывается, как танцевать тот или иной танец. У меня в коллекции есть три книги по схемам разных эпох, по ним можно танцы изучать. Единственное, для этого нужно уже обладать базой по бальной культуре и самим схемам, потому что в них прописано все на родном языке авторов. Зачастую это французский, английский, иногда немецкий. И, соответственно, нужно понимать значение таких слов, как, например, allemande или tour de mains. Без этих знаний понять то, что там объясняется, очень тяжело.

– Какие сложности возникают при подготовке к балу?

– Надо сначала разобраться, какие бывают балы – исторические и общественные, как в ТГУ. Если мы берем общественный бал, то, во-первых, надо подготовить общий дресс-код. Здесь нужно особенно договариваться с теми, кто хочет сильно выделиться. Во-вторых, подобрать гармоничные композиции, чтобы возможно было всем разучить и протанцевать. Потому что бывают вариации общественных балов как с разборами, так и без них (то есть люди пришли и на месте сразу танцуют). И программу тоже надо продумать. Просто чисто танцевать не все любят, поэтому можно либо историческую подоплеку подчеркнуть, либо другими различными элементами дополнить бал. Это все нужно учитывать.

Общественный бал в этом плане проще: если есть определенная тематика, то по ней нужно дальше двигаться. Если же мы говорим про историческую реконструкцию, то здесь дресс-код очень ограничен конкретной эпохой. Нужно искать гравюры, картинки, соответствующие периоду, и по ним шить костюмы. Кавалерам проще, потому что фраки менялись не так часто, а вот дамская мода… Почти каждое десятилетие было что-то новое, поэтому любая дама пыталась покрасоваться как только можно. Потому тут и цветовая гамма различная, и крой платья другой, и украшение какое-нибудь специфическое подбиралось. И поскольку это реконструкция, то и фасон платья, и нижнее белье должны гармонировать и соответствовать. А в реальных условиях это всё достать очень сложно, поэтому приходится прибегнуть к пошиву на заказ. Дважды появляться в одном и том же платье – такое себе желание. По наполняемости танцами тоже есть нюанс: мода остается модой, поэтому нужно учитывать, какие танцы подходят под определенную эпоху. Еще одна сложность – подобрать зал. Он тоже должен аутентично выглядеть. Вот, наверно, самые основные проблемы.

– Сдается, на таких мероприятиях происходит немало курьезных случаев.

– В том-то и состоит самая замечательная часть любого бала – в казусах и веселых историях. Помню, был веселый момент на одном из моих последних балов. Он проводился в Самаре и был посвящен Русско-турецкой войне. Это был август, жара под +30 – было очень душно. Но организаторы нас спасли тем, что во время перерыва принесли мороженое. А мы в бальных костюмах стоим. И уже через пять минут мороженого не было – расхватали. На тот же бал пригласили оперного певца, который пел серенады. Он спел их столь же шикарно, сколь и артистично. Мы смеялись от души.

– А часто ездите по стране?

– По возможности, да. К соседям, например, частенько стараемся приезжать. Двое человек вернулись из Санкт-Петербурга, они ездили на мастер-классы по кросс-степ-вальсу. До этого мы были в Саратове и в Самаре на мастер-классах по этому же танцу. Было в планах поехать в Йошкар-Олу на бал эпохи кринолинов и в Уфу на шотландские контрдансы.

Ради эксперимента

– Как педагог можете дать универсальный совет по раскрепощению человека в танце?

– Первый и самый главный момент – не бояться сделать то или иное движение. Многие говорят, что не умеют танцевать, боятся. Ребята, вы если не пробовали, откуда знаете, умеете или нет? Вообще любой человек умеет танцевать. А неуклюжесть тренируется, все на самом деле легко и просто «лечится». Второй момент – не надо бояться экспериментировать. Хотя бы ради эксперимента стоит попробовать в жизни что-то поменять.

– Кажется, что у реконструкции есть что-то общее с косплеем. В последнем вы себя не пробовали?

– Нет. Максимум Геральта бы закосплеил. Вот «Ведьмака» можно, хотелось бы. Вообще, задача косплея – воссоздать образ какого-то персонажа. Задача реконструкции – воссоздать эпоху, предмет или действие. То есть, по сути, задача изначальная у них одинакова. Только реконструкция стремится к наиболее точному воссозданию. Именно стремится, потому что невозможно все стопроцентно повторить. Если мы, например, реконструируем одежду, мы не сможем ее полностью воссоздать, потому что у нас нет знаний, как тогда делали ткань. И это все гораздо дороже бы вышло, чем если использовать современные заменители. Если мы воссоздаем танец, то мы уже какое-то представление о нем имеем и стараемся максимально повторить. В случае же с косплеем не обязательно стопроцентное совпадение – просто чем больше похож, тем лучше. Поэтому да, косплей и реконструкция чем-то похожи, но у них совершенно разные принципы.

Справка

Косплей (сокращение от англ. costume play – «костюмированная игра») – перевоплощение в различные роли, заключающееся в переодевании в костюмы и передаче характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги. Как правило, это увлечение включает в себя изготовление костюма и элементов атрибутики выбранного персонажа. Имеет некоторую связь с ролевым движением (отличие в том, что косплей не предполагает развития сюжета и характера персонажа, а концентрируется на характерных особенностях, описанных в источнике), а также с исторической реконструкцией (требует детального воссоздания исторического прототипа).

– Стоит ли приходить на бал в качестве зрителя?

– Приходить в качестве зрителя я не рекомендую по одной простой причине: посмотреть вы можете любой художественный фильм, связанный с балом. Ту же самую «Войну и мир». А вот именно участвовать стоит потому, что, если вы попробуете, у вас будет шквал различных эмоций. Сколько раз я приглашал знакомых попробовать – они всегда оставались под впечатлением, уходили с улыбкой. Люди, которые готовы что-то новое в жизни испытать, всегда уходят с улыбкой и возвращаются. Если вы готовы просто хотя бы получить долю этих эмоций, это большой повод попробовать.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы

Больше на Газета Площадь Свободы

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше