Каким получился XV Театральный фестиваль «Премьера одной репетиции» в Тольятти

Театр «Дилижанс» успешно завершил вояж в неизведанные уголки мира сценического искусства. Теперь участникам юбилейного – XV фестиваля «Премьера одной репетиции» предстоит разобраться с открытиями, подаренными новой режиссерской лабораторией. Ее темой в 2024 году стал популярный театр.

Фото из архива театра «Дилижанс».

В общей программе фестиваля было заявлено 9 эскизов и две внеконкурсных постановки, так что у зрителей, артистов и критиков открылся настоящий простор для размышлений. Разобраться в вопросах вечного и популярного участникам помогали критики – бессменный эксперт фестиваля, театровед Оксана Кушляева в тандеме с кандидатом искусствоведения Екатериной Рябовой.

Теперь же, когда имена победителей и призеров известны и начался отсчет до следующей «Премьеры одной репетиции», есть смысл вспомнить, что оставила прошедшая фестивальная неделя в сердцах и памяти причастных к ней людей.

Блаженных снов мастера

Начало XV фестиваля было положено за пределами театра «Дилижанс», под вечерним небом, раскинувшимся над Парковым комплексом истории техники им. К. Г. Сахарова. Именно здесь гости из Санкт-Петербурга – артисты уличного театра «Странствующие куклы Господина Пэжо» – явили зрителю таинство погружения в царство грез и сновидений. Постановка «Месяцы» – лиричное зрелище, унаследовавшее черты средневекового театрального представления, в котором публика участвует наравне с актерами, облаченными в причудливого вида костюмы. Что привезли с собою пятеро лунных братьев? Частичку любви и доброты, которой хватит на всех, от мала до велика. И тольяттинские зрители приняли их с распростертыми объятиями.

В поисках Кая

История о девочке, обреченной на вечный поиск брата и спасение его от Снежной Королевы, уже не раз обретала сценическую трактовку. И артисты казанского ТЮЗа, вышедшие впервые на сцену «Дилижанса», воплотили сказку Андерсена такой, какой ее увидел режиссер Артем Устинов – участник X фестиваля, выпускник мастерской Сергея Женовача, автор постановок, посвященных остросоциальным темам, таких как «Голос» и «За белым кроликом». В спектакле «Здесь был Кай» постановщик вовлек публику в диалог об утрате близкого человека и вере, поселившейся в юном сердце, в то, что он жив и обязательно найдется. Там, куда не доберется ни один поисковый отряд. Там, где заканчивается реальность и начинается сказка о жизни, смерти и неизвестности.

Уехать, нельзя остаться

Режиссерскую лабораторию открыл эскиз театра для детей и молодежи «Мастерская» – «Звездный час по местному времени» Кристины Маяк. Сюжет этой работы знаком зрителю, смотревшему картину Николая Досталя «Облако-рай». Лиричная и фантастичная постановка о том, как пара необдуманных слов подчинила себе молодого человека, неожиданно уезжающего (без чемодана!) на Дальний Восток. И о том, что реально держит его в родных краях. Особое очарование этой постановке придает использование в музыкальном сопровождении песни Вячеслава Бутусова «Синоптики».

Это все он!

Антон Шибанов – артист Молодежного драматического театра, режиссер, драматург и исполнитель главной роли в спектакле «Шоу имени другого». В паре с актрисой Христиной Шепель создатель постановки показал, как легко оказаться не на своем месте, кто в этом виноват и что в подобной ситуации делать. Спектакль динамичный и яркий как по глубине авторской мысли, так и по сценографии. В атмосфере золотого блеска и ускользнувшего праздника герой предается возмущениям о философии современного человека, высмеивает его и открывает в себе творца, способного завершить балаган, в который превратилась его жизнь.

С любовью из Вологды

Эльфы, орки, гномы… Кого только не встретишь на улицах родного Тольятти! Особенно в постановке Алены Савельевой по пьесе Анны Гейжан, которая, правда, называется «Эльфы, орки и другие жители Вологды». Но с легкой руки режиссера ее действие развернулось в другом культурном городе – молодом, красивом, но покинутом людьми. Тольяттинцы часто уезжают в Москву или в Петербург, поэтому и «выходят в люди», а в городе на Волге остаются эльфы – дети и молодежь – и орки – потерявшие себя взрослые. Постановка выполнена в жанре квеста, проходящего в окружении родных тольяттинских панелек, в эдакой эстетике сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», что придает ей особый задор и некий бунтарский дух. Эскиз наполнен мемами и оборотами, понятными лишь нашему земляку. Но самое главное – режиссер четко понимает, для какой аудитории делает спектакль. И потому практически по душам говорит с подростками на темы первой любви, взросления, отношений с родителями и жизненного выбора.

Возвращение к грезам

Один из самых эксцентричных актеров театра «Дилижанс» Александр Кудрявкин уже давно намеревался попробовать себя в качестве театрального режиссера. И вот – свершилось! На подмостках ожил один из его замыслов. Эскиз «Час, когда я полюбил подушку» – история о человеке, погрязшем в рутине и борьбе со временем, рассказанная языком пластики. Это тот случай, когда слова в действии могут быть излишними, особенно если режиссер воплотил балет чувств, в котором участвуют еще и одушевленные предметы – подушка и часы. Кудрявкин демонстрирует все грани своего таланта: он поставил собственный материал, написал музыку к эскизу, выбрал декорации в виде колес, стоящих по бокам сцены и символизирующих бессмысленную цикличность, а движения и игра у него на высоте – его манеру улавливают зрители. Публика распознала посыл: человек погружается в сон на любимой подушке, когда течение жизни становится однообразным и безрадостным. Но пробуждение все же неизбежно.

Спасение в классике

Отдельную, почти что «замыкающую» позицию в программе занимают эскизы по классическим сюжетам. Ничто так не отрезвляет восприятие будущего, как обращение к бессмертному. Прочтение Екатериной Зубаревой «Неточки Незвановой» стало не только надеждой на возвращение Достоевского в репертуар, но и своеобразным напоминанием о том, что у театра должна быть душа, потому как он наравне с музыкой способен затронуть сущность зрителя, достучаться до его сердца. Именно это и делает постановщица через воплощение добрейшей и возвышенной маленькой героини, на плечи которой свалились тяготы бедной сиротской жизни.
Ирина Храмкова в моноспектакле «Анна Вронская» показала замечательную трагедию любви и так и не начавшегося пути счастливой женщины.

Попытку же Екатерины Федощук объединить три рассказа Куприна в единое высказывание о двух ликах людского бытия – радости и страдании – критики встретили холодно. Хотя спектакль «Жизнь нараспашку» позволил зрителю прочувствовать истинный дух произведений Куприна – живой, тонкий, трагичный, но полный надежды на чудо и веры в любовь.

Заключил череду эскизов по классике великолепный «Штосс» Татьяны Сундуковой, который можно смело назвать мистической драмой с двумя исходами. Для иммерсивной постановки по последней повести Лермонтова малая сцена преобразилась: в пространстве появились широкие подмостки и два небольших белых занавеса над ними, ожила эстетика игорного дома. Только играют здесь зрители. И не на что-нибудь, а на жизнь молодого художника Лугина.

Итак, победители

В этом году итог фестиваля определил счастливый случай: результаты зрительских голосований в зале и в интернете совпали, и никаких разночтений не было. А посему лучшим актером фестиваля был признан Александр Кудрявкин, лучшей актрисой – Мария Радыгина.

Абсолютную победу в режиссерской лаборатории одержали «Эльфы, орки и другие жители Вологды». Теперь репертуар «Дилижанса» в ближайшем будущем обогатится несколькими новыми постановками.

А на вопрос «Что же такое популярный театр?» каждый участник ответил себе самостоятельно.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы