В прошлую субботу, 14 октября, на площадке краеведческого музея была прочитана лекция «История Шлюзового поселка». На мероприятие с участием заведующей отделом развития и информационных технологий музея Татьяны Ткаченко собрались десятки тольяттинцев. Лекция проходила в рамках реализации национального проекта «Культура».
Впервые лекцию об истории микрорайона тольяттинцы слушали в экопарке «Шлюзовой». С соответствующей инициативой выступил председатель ТОС Вячеслав Рябцов. И тема эта очень заинтересовала жителей.
В самом начале своего рассказа Татьяна Ткаченко отметила, что, несмотря на то, что Шлюзовой административно относится к Комсомольскому району, его жители считают микрорайон отдельной, самостоятельной территорией.
Одно время в городе бытовало мнение, что Шлюзовой – поселок гопников и околокриминальных элементов. Однако авторы этих слухов, очевидно, сами редко бывали в микрорайоне и вряд ли знакомы с его историей. К слову, шутки на эту тему в начале нулевых в Тольятти запустили местные команды КВН, а затем юмор про Шлюзовой вышел за пределы города. Тем не менее Татьяна Ткаченко допустила, что природа этих и слухов, и шуток могла быть связана с тем, что когда-то именно на территории будущего поселка Шлюзового размещались участки Кунеевского исправительно-трудового лагеря, или Кунеевлага, в котором содержались заключенные, строившие Волжскую ГЭС. Но история Шлюзового, надо сказать, прямо противоположна сомнительному народному фольклору. И слушатели лекции в этом могли убедиться.
Еще до строительства ГЭС рядом с территорией будущего поселка находились так называемые Федоровские затоны, которые были соединены с небольшим озером. Озеро это располагалось в районе нижних шлюзов.
На строительство гидроэлектростанции в наши края прибыли 46,5 тыс. заключенных, притом что численность населения Ставрополя-на-Волге на тот момент составляла 11,5 тыс. человек. Возведение грандиозного по тем временам объекта, как известно, началось в 1951 году. А уже 6 июля 1955 года состоялось первое шлюзование судов на шлюзах № 23 и № 24 – тех, что расположены ближе к Самаре.
Территория поселка была отведена для строительства домов для семей работников ГЭС и местных предприятий. Проект застройки разрабатывался инженером Ленгипрогора Ильей Роммом. При этом, по его оценке, территория будущего микрорайона оказалась со сложным рельефом. В перспективе потребовалось срезать 370000 кубометров грунта. В июне 1951 года была выбрана площадка под строительство, а уже в сентябре архитектор представил проект будущего поселка, который предполагал возведение домов трех и четырехэтажной застройки. Первые дома, в которые заселились рабочие поселка, располагались недалеко от железнодорожных путей, где сейчас проходит одноименная улица. Интересно, что в течение некоторого времени эту территорию называли Старый Шлюзовой. А тот участок, где сейчас расположен так называемый Маленький Петербург, местные называли Новым Шлюзовым. Позже они «обменялись» названиями. Но если говорить о том самом «Петербурге», то здесь первыми домами оказались объекты, расположенные по адресам Никонова, 2, и Носова, 5 и 3. При этом изначально архитекторами планировалось, что дом по Никонова, 8, будет украшать девятиметровая башня с позолоченным шпилем, по аналогии с объектами Санкт-Петербурга. Кроме этого, предполагалось, что 85% зданий Шлюзового будут построены по авторским проектам. Однако правительственное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года привело к тому, что соотношение объектов типовой застройки и авторских проектов составило 50 на 50. Кроме этого, было принято решение добавить в проект двухэтажные дома. Еще одна задумка архитекторов заключалась в том, чтобы, опять же как в Северной столице, поставить дома с видом на канал впритык. Увы, власти потребовали отказаться от такого варианта. Но все же сохранить задумку удалось благодаря известным аркам, которые соединяют дома по улице Никонова. И таким образом, проходящим по каналу кораблям открывается уникальный вид, который нигде в Тольятти больше не встретишь.
Интересно отметить, что, пока строился Шлюзовой, некоторые рабочие с семьями проживали в брандвахтах, которые швартовались у берега. Как рассказала Татьяна Ткаченко, случалось и так, что отец семейства, возвращаясь с работы, мог не обнаружить свое жилище на том месте, где оно было утром. Просто брандвахту могли переправить к другому участку берега, чтобы не мешала строительной технике.
Всего строительство поселка было рассчитано на 7200 жителей. Уже в 1956 году здесь появились школа на 880 мест, пекарня мощностью 10 тонн хлеба в сутки. Также здесь появились судоремонтный завод, авторемонтный завод, железнодорожная станция.
Названия улиц поселка связаны с судоходной и военно-морской тематикой: Гидротехническая, Севастопольская, Шлюзовая. Есть и улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны – моряка Евгения Никонова, летчика-штурмовика военно-воздушных сил Балтийского флота Виктора Носова. А имя сослуживца Носова Федора Дорофеева носит в Шлюзовом один из проездов. Для некоторых слушателей лекции, возможно, стало открытием и то, что улица Крылова названа не именем русского баснописца, а в честь русского и советского ученого, основателя отечественного кораблестроения Алексея Крылова. Улица Макарова носит имя героя Русскояпонской войны, изобретателя минного транспорта Степана Макарова.
Одним из центров Шлюзового считается площадь перед досуговым центром «Русич». Здесь в прежние времена зимой с берега можно было наблюдать множество судов, которые швартовались в период окончания навигации. А начало навигации здесь отмечалось митингами и народными гуляниями. Площадь была символом судоходства.
Некоторые капитаны-речники, которые проживали в Шлюзовом, побывали в заграничных плаваниях по Черному, Каспийскому, Средиземному морям. Среди них был капитан Виталий Швецов, который, помимо прочего, побывал во Франции. Так что капитаны-речники были своего рода элитой поселка.
И происходило все это на фоне работы судоремонтного завода, который сами рабочие иногда называли чудоремзаводом. Это было связно с тем, что у предприятия было широкое направление деятельности. Проще сказать, что на нем ремонтировали все, что можно встретить на судне – от двигателей до коек в каютах. Это предприятие с уникальной историей, которое заслуживает отдельного внимания. К счастью, оно пережило непростые 90-е годы и работает по сей день.
Нельзя обойти стороной еще один символ Шлюзового – здание досугового центра «Русич». Фундамент под него был заложен еще в 1953 году, однако возводить объект начали лишь через 10 лет, в 1963-м. А уже в 1964 году здесь встречали Новый год. Интересно, что во время подготовки к встрече на тот момент первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, за неделю до визита высокого гостя в город, фундамент готовились демонтировать. Однако местные жители выступили против, и тогда объект решено было закрыть забором.
Сегодня Шлюзовой продолжает оставаться изюминкой нашего города, а его архитектурные особенности привлекают фотографов, художников и других любителей интересных локаций. И вне всякого сомнения, история этого микрорайона уникальна.
Добавим, что в основу лекции Татьяны Ткаченко легли материалы из книги Николая Волгина «Хроники Тольяттинского судоремзавода», работы тольяттинского журналиста Сергея Мельникова, воспоминания бывшего мэра Тольятти Николая Уткина, жителей микрорайона.