Из Шлюзового в Европу: Жителям Тольятти рассказали об истории микрорайона

В прошлую субботу, 14 октября, на площадке крае­ведческого музея была прочитана лекция «История Шлюзового поселка». На мероприятие с участием заведующей отделом развития и информационных технологий музея Татьяны Ткаченко собрались десятки тольяттинцев. Лекция проходила в рамках реализации национального проекта «Культура». 

Впервые лекцию об истории микрорайона тольяттинцы слушали в экопарке «Шлюзовой». С соответствующей инициативой выступил председатель ТОС Вячеслав Рябцов. И тема эта очень заинтересовала жителей.

В самом начале своего рассказа Татьяна Ткаченко отметила, что, несмотря на то, что Шлюзовой административно относится к Комсомольскому району, его жители считают микрорайон отдельной, самостоятельной территорией.

Одно время в городе бытовало мнение, что Шлюзовой – поселок гопников и околокриминальных элементов. Однако авторы этих слухов, очевидно, сами редко бывали в микрорайоне и вряд ли знакомы с его историей. К слову, шутки на эту тему в начале нулевых в Тольятти запустили местные команды КВН, а затем юмор про Шлюзовой вышел за пределы города. Тем не менее Татьяна Ткаченко допустила, что природа этих и слухов, и шуток могла быть связана с тем, что когда-­то именно на территории будущего поселка Шлюзового размещались участки Кунеевского исправительно-­трудового лагеря, или Кунеевлага, в котором содержались заключенные, строившие Волжскую ГЭС. Но история Шлюзового, надо сказать, прямо противоположна сомнительному народному фольклору. И слушатели лекции в этом могли убедиться.

Еще до строительства ГЭС рядом с территорией будущего поселка находились так называемые Федоровские затоны, которые были соединены с небольшим озером. Озеро это располагалось в районе нижних шлюзов.

На строительство гидроэлектростанции в наши края прибыли 46,5 тыс. заключенных, притом что численность населения Ставрополя-­на-­Волге на тот момент составляла 11,5 тыс. человек. Возведение грандиозного по тем временам объекта, как известно, началось в 1951 году. А уже 6 июля 1955 года состоялось первое шлюзование судов на шлюзах № 23 и № 24 – тех, что расположены ближе к Самаре.

Территория поселка была отведена для строительства домов для семей работников ГЭС и местных предприятий. Проект застройки разрабатывался инженером Ленгипрогора Ильей Роммом. При этом, по его оценке, территория будущего микрорайона оказалась со сложным рельефом. В перспективе потребовалось срезать 370000 кубометров грунта. В июне 1951 года была выбрана площадка под строительство, а уже в сентябре архитектор представил проект будущего поселка, который предполагал возведение домов трех­ и четырехэтажной застройки. Первые дома, в которые заселились рабочие поселка, располагались недалеко от железнодорожных путей, где сейчас проходит одноименная улица. Интересно, что в течение некоторого времени эту территорию называли Старый Шлюзовой. А тот участок, где сейчас расположен так называемый Маленький Петербург, местные называли Новым Шлюзовым. Позже они «обменялись» названиями. Но если говорить о том самом «Петербурге», то здесь первыми домами оказались объекты, расположенные по адресам Никонова, 2, и Носова, 5 и 3. При этом изначально архитекторами планировалось, что дом по Никонова, 8, будет украшать девятиметровая башня с позолоченным шпилем, по аналогии с объектами Санкт-­Петербурга. Кроме этого, предполагалось, что 85% зданий Шлюзового будут построены по авторским проектам. Однако правительственное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года привело к тому, что соотношение объектов типовой застройки и авторских проектов составило 50 на 50. Кроме этого, было принято решение добавить в проект двух­этажные дома. Еще одна задумка архитекторов заключалась в том, чтобы, опять же как в Северной столице, поставить дома с видом на канал впритык. Увы, власти потребовали отказаться от такого варианта. Но все же сохранить задумку удалось благодаря известным аркам, которые соединяют дома по улице Никонова. И таким образом, проходящим по каналу кораблям открывается уникальный вид, который нигде в Тольятти больше не встретишь.

Интересно отметить, что, пока строился Шлюзовой, некоторые рабочие с семьями проживали в брандвахтах, которые швартовались у берега. Как рассказала Татьяна Ткаченко, случалось и так, что отец семейства, возвращаясь с работы, мог не обнаружить свое жилище на том месте, где оно было утром. Просто брандвахту могли переправить к другому участку берега, чтобы не мешала строительной технике.

Всего строительство поселка было рассчитано на 7200 жителей. Уже в 1956 году здесь появились школа на 880 мест, пекарня мощностью 10 тонн хлеба в сутки. Также здесь появились судоремонтный завод, авторемонтный завод, железнодорожная станция.

Названия улиц поселка связаны с судоходной и военно-­морской тематикой: Гидротехническая, Севастопольская, Шлюзовая. Есть и улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны – моряка Евгения Никонова, летчика-­штурмовика военно-­воздушных сил Балтийского флота Виктора Носова. А имя сослуживца Носова Федора Дорофеева носит в Шлюзовом один из проездов. Для некоторых слушателей лекции, возможно, стало открытием и то, что улица Крылова названа не именем русского баснописца, а в честь русского и советского ученого, основателя отечественного кораблестроения Алексея Крылова. Улица Макарова носит имя героя Русско­японской войны, изобретателя минного транспорта Степана Макарова.

Одним из центров Шлюзового считается площадь перед досуговым центром «Русич». Здесь в прежние времена зимой с берега можно было наблюдать множество судов, которые швартовались в период окончания навигации. А начало навигации здесь отмечалось митингами и народными гуляниями. Площадь была символом судоходства.

Некоторые капитаны-­речники, которые проживали в Шлюзовом, побывали в заграничных плаваниях по Черному, Каспийскому, Средиземному морям. Среди них был капитан Виталий Швецов, который, помимо прочего, побывал во Франции. Так что капитаны-­речники были своего рода элитой поселка.

И происходило все это на фоне работы судоремонтного завода, который сами рабочие иногда называли чудоремзаводом. Это было связно с тем, что у предприятия было широкое направление деятельности. Проще сказать, что на нем ремонтировали все, что можно встретить на судне – от двигателей до коек в каютах. Это предприятие с уникальной историей, которое заслуживает отдельного внимания. К счастью, оно пережило непростые 90­-е годы и работает по сей день.

Нельзя обойти стороной еще один символ Шлюзового – здание досугового центра «Русич». Фундамент под него был заложен еще в 1953 году, однако возводить объект начали лишь через 10 лет, в 1963­-м. А уже в 1964 году здесь встречали Новый год. Интересно, что во время подготовки к встрече на тот момент первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, за неделю до визита высокого гостя в город, фундамент готовились демонтировать. Однако местные жители выступили против, и тогда объект решено было закрыть забором.

Сегодня Шлюзовой продолжает оставаться изюминкой нашего города, а его архитектурные особенности привлекают фотографов, художников и других любителей интересных локаций. И вне всякого сомнения, история этого микрорайона уникальна.

Добавим, что в основу лекции Татьяны Ткаченко легли материалы из книги Николая Волгина «Хроники Тольяттинского судоремзавода», работы тольяттинского журналиста Сергея Мельникова, воспоминания бывшего мэра Тольятти Николая Уткина, жителей микрорайона.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы