В Тольяттинском театре кукол поставили спектакль по сказке А. С. Пушкина

Пока тольяттинцы смогли увидеть всего четыре представления премьерного спектакля «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Событие случилось на старте 51-го творческого сезона нашего кукольного театра. Но восторги, а возможно, и споры, кажется, не утихнут долго. К сожалению, в октябре не запланировано ни одного показа – тем больше поводов отслеживать афишу театра.

В Тольяттинском театре кукол поставили спектакль по сказке А. С. Пушкина
«Царь с царицею простился…» Фото: vk.com/teatrkukol.piligrim

Спектакль был создан в рамках программы «Культура малой родины» по поддержке творческой деятельности и технического оснащения детских и кукольных театров в 2023 году. Это позволило нашим кукольникам создать совершенно уникальную постановку.

В качестве режиссеров в Тольятти работали Александр и Тамара Стависские из Российского государственного института сценических искусств и художник Варвара Прободяк, выпускница этого вуза и постоянный соавтор своих наставников. Накануне премьеры гости из Санкт-Петербурга приняли участие в пресс-конференции и ответили на вопросы журналистов местных СМИ.

Удивительно как много мы не замечаем в сказке, которую знаем с детства. А ведь Пушкин писал ее не для детей, и нынешний возрастной ценз спектакля 6+ лишь отражает момент, что с этого возраста уже можно смотреть постановку. Она адаптирована для детей, но не адресована непосредственно им! История о мертвой царевне – самая европейская сказка Александра Сергеевича. В тексте присутствует несколько слоев, которые зрителю с первого взгляда не слишком видны. В частности, вы задумывались почему только один персонаж носит имя – королевич Елисей? И он именно королевич, а не царевич.

Как рассказал Александр Стависский, «самая большая сложность в том, чтобы не погрешить против правды, не натягивать на себя одеяло, а перевести словесную ткань в пластический ряд и при этом сохранить все смыслы, которые там заложены. Какие-то правильные акценты расставить без ухода в авангардизм». А уйти было куда!

Для этого спектакля было создано 20 авторских кукол-марионеток. А изготовлены они были руками самого Александра Яновича, его же голос звучит в представлении «от автора».

Художник Варвара Прободяк сотворила совершенно фантастические декорации, которые, в отличие от традиционного деревянного ящика для марионеток, выглядят, то готическим замком, то суровым природным ландшафтом. Формы только угадываются – они не архитектурные (если мы, конечно, не подразумеваем мотивы Гауди). В декорации нет прямых углов, но есть и немного модерна. Куклы играют на двух уровнях. В частности, королевич Елисей практически всегда – на втором, верхнем, ведь он «человек, который разговаривает со стихиями». Ко всему прочему, и работа света меняет ландшафт, а на занавесе-экране сцены сменяются видеосюжетами с природными явлениями. Удивительную авторскую музыку к спектаклю написал талантливейший композитор, главный дирижер Марийского академического театра оперы и балета Григорий Архипов.

Из тьмы к свету кукол ведут наши тольяттинские актеры. Им спешно пришлось освоить навык работы с классическими марионетками. Это невероятно сложно: длина нитей достигает 2,5 метра, а сами артисты работают на высоте почти 3 метра. Каждая нить обособлена, а персонаж максимально отделен от исполнителя. Спектакля с самым древним видом марионеток в Тольятти еще не было, как и не было пушкинской сказки с такими явными отголосками рыцарского романа.

Кульминацией волшебства является сцена разговора Елисея с ветром, а мастерства – проход конницы, которую ведет один актер. В кавалькаде 7 богатырей с саблями и щитами и 7 коней, а управляется все это с помощью 57 нитей! Всего 6 артистов заняты в постановке, и за 50 минут они рассказывают нам такую длинную сказку, которую мы знаем наизусть, но познаем заново.

Режиссер Александр Стависский хотел бы, чтобы дети приходили с родителями и задавали вопросы. Чтобы они знали, что тоска бывает разрушительная, а бывает созидательная, что чистота и целомудрие не подвержены смерти, а верность побеждает все.

Елена Кочева

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы

Больше на Газета Площадь Свободы

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше