В Тольятти работает восьмая межрегиональная академическая выставка-конкурс «Красные ворота. Против течения»

Эти «Ворота» в октябре приехали в тольяттинский Музей актуального реализма с прежней концепцией, которая когда-то родилась среди других идей в голове московского академика, будущего руководителя этого проекта Константина Худякова, но с новыми работами разных видов и техник: живопись, графика, скульптура, цифровое искусство, фотография. Всего в этом году на конкурс со всей России было подано более 8 тыс. заявок. Экспертным советом было отмечено более 1500 произведений 500 авторов. Эти работы войдут в новую фирменную арт-энциклопедию проекта. А более 250 как раз были отобраны в передвижную выставку, порадовав тольяттинцев. Одно плохо – транзит всегда краток, еще бы не раз посмотреть…

В Тольятти работает восьмая межрегиональная академическая выставка-конкурс «Красные ворота. Против течения»
Ляшко Екатерина (Ставрополь). «Стильный гардероб. Маленькое черное платье». 2023 г. Холст, масло, акрил.

Не для нервных

Признаться откровенно, первые «заплывы» круга Худякова «против течения» в самом начале проекта заставляли не раз задавать разные вопросы организаторам и иногда ворчать. Но вот пришла новая выставка, которая затронула новые темы, и на этот раз с концептуальной рамкой мы практически согласились. Быть может, потому, что выставка – 2024 взялась поговорить визуальными средствами о таких темах, как терроризм, вандализм, звук (несколько работ на выставке имеют в своих названиях слово «крик»), театр, полагая его не крышей для спектаклей, а театром жизни вообще. А еще в список тем вписались грехи и добродетели, призраки и неопознанные объекты, излишества и чудачества, провокация и агрессия. Такой вот списочек не для слабонервных. Для тех, чья гражданская позиция вызрела, а художнический голос окреп. И кто настолько смел, что готов заявить о себе. Жесткие времена – жесткие темы.

Почти все выступавшие на вернисаже, говорили о том, что немногие из представленных работ невозможно осмыслить сразу. Над этими картинами, фотографиями, цифровыми решениями и темами зрителю еще нужно поработать головой. И говорили это не рядовые посетители музея, а профессиональные художники. Им виднее.

В одном из релизов выставки так и сказано: «Сегодня особенно ценными являются культурные инициативы, которые предлагают опыт преодоления глобальных конфликтов на языке художественной культуры и искусства». И с этим точно не поспоришь. Потому, что верно. И потому, что руководитель и автор этого проекта – вице-президент Российской академии художеств, академик и член президиума РАХ, председатель Поволжского отделения РАХ, президент Творческого союза художников России Константин Худяков. А среди организаторов – Творческий союз художников России, Поволжское отделение РАХ, Фонд содействия развития визуального искусства «Виз-Арт» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Солидные все люди, заинтересованные в росте художников и в воспитании зрителей не только в столицах.

В Тольятти работает восьмая межрегиональная академическая выставка-конкурс «Красные ворота. Против течения»
Анатолий Любавин (Москва). Серия «Репетиция. Композиция 2». 2023 г. Холст, масло.

Экспозиция – искусство

Не меньше заинтересованы в этом и наши талантливые и неравнодушные музейщики. Команда Ирины Яновской – образец работы с мастерами и зрителями, который радует, увлекает и вызывает безмерное уважение. Ведь и само экспонирование – искусство, которым коллеги Ирины владеют «на отлично».

– Конечно, мы счастливы, что много лет назад наш музей стал партнером этого проекта, и, несмотря на пандемию и другие серьезные события, мы продолжаем в этом участвовать. Конечно, мы благодарны за это всем организаторам, – сказала на открытии вернисажа директор Музея актуального реализма Ирина Яновская. – В этом году для участия в передвижной выставке отобраны работы 27 художников нашего региона. Мы надеемся, что художники из Тольятти и Самары будут более активно участвовать в этом проекте в дальнейшем, потому что 27 работ – это, конечно, не мало, но не так уж и много.

Согласны с Ириной на все сто. Очень хочется, чтобы к большим мастерам и молодым открывателям себя зрителю прибавились те, кто еще ни разу не выставлялся в «Красных воротах».

Да, много узнаваемых, считываемых буквально с первого взгляда имен художников – несомненное достоинство проекта. И не узнать почерк того же Константина Худякова просто невозможно. Как и узнать по стилю и палитре Александра Жерноклюева, с большущим к нему почтением. Да и тольяттинских мастеров Веру Кондулукову, Николая Кузнецова или Игоря Панова, пожалуй, сразу узнаем тоже. Но очень хочется ахнуть от нового. И запомнить. Чтобы в следующий раз вот так же на вернисаже узнать это новое для себя имя, порадоваться ему и остановиться у картины.

В Тольятти работает восьмая межрегиональная академическая выставка-конкурс «Красные ворота. Против течения»
Анна Иванушкина. Серия «Окна».

Новый угол зрения

Этот самый новый угол зрения отмечали те, кто уже смог видеть те же работы в разных городах и залах проекта. Потому что музейщики в каждом новом городе каждый раз становятся если уж не соавторами, то точно настоящими союзниками, интерпретаторами идей художников и очень часто талантливо и тонко позволят прочитать картину с совсем другой стороны.

– На этом построены наши экскурсии, – рассказывает Ирина Яновская. – Мы не просто рассказываем о произведениях. Мы просим зрителей, особенно юных, трактовать эти работы. Потому что очень важно личное восприятие, личное понимание. Проект не просто живет – он развивается, усложняется. События, естественно, накладывают отпечаток на все. В том числе на работы художников. И на зрительское восприятие тоже. В работах живописцев много дискуссионного, острого. И это хорошо, потому что сама ситуация нас к этому обязывает: нельзя быть равнодушными, невозможно оставаться в стороне от событий в стране.

Наш академик

Тольяттинский живописец, почетный академик творческого Союза художников России Сергей Кондулуков как раз из тех, кто многому научил молодых, преподавая на худграфе ТГУ. На выставках он нередко бывает представлен рядом со своими юными учениками. У педагогов такая замечательная судьба – учить и не стареть. И это прекрасный пример большого художественного таланта и вузовского педагогического опыта.

– Считаю, что этот проект – огромное достижение для нашего города, – говорит Сергей. – Мне удалось побывать на открытии выставки в Москве. Могу сказать, что наша, тольяттинская, нисколько не хуже, а может быть, и лучше. Она и камернее, и душевнее. И это замечательно. Потому что эта выставка помогает увидеть, как может развиваться современное искусство, в какую сторону оно может двигаться. Это особенно важно для молодого поколения. Молодые люди в искусстве хотят высказаться, но не всегда могут найти для этого высказывания форму. А «Красные ворота» дают им представление о том, как себя попробовать, какие знания важно приобрести.

Фото аватара

Присылайте материалы для публикации на почту mail-ps@mail.ru

Оцените автора
Газета Площадь Свободы

Больше на Газета Площадь Свободы

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше